logo
НЕТ ВОПРОСОВ

2. Психологические знания в искусстве

Источником психологических знаний могут также служить различные произве¬дения искусства: произведения художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, театра и кино. В них зафиксировано огромное количест¬во человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое во¬ображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуа-ции трудно, а порой и невозможно воспроизвести в рамках научной психологии.

Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, ко¬нечно, художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Он надеялся на появление психологии, способной уловить в сети своих описаний то, что в большей степени заключалось в произведениях поэтов и писа-телей, нежели в существовавших в то время учениях о душе.

Существует деление писателей на философов (Л. Н. Толстой, Г. Гессе), социо¬логов (О. де Бальзак, Э. Золя), психологов (Ф. М. Достоевский, Ф. Кафка); это де¬ление подчеркивает особые акценты в творчестве конкретных писателей. Однако во всех случаях осмысление человеческой психологии в произведении искусства достигается посредством художественного изображения человеческой жизни.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Искусство ис¬пользует художественный образ как особый способ целостного представления че¬ловека. В нем в конкретно-чувственной форме выражаются ценности, мысли, представления, отношения, эмоции, действия. Писатели, поэты, актеры, художни¬ки отражают типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сю-жетах, образах, действиях героев. «Какой художник, и какой психолог!» — говорила Жорж Санд о Льве Толстом. При этом она имела в виду его способности переда¬вать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. Создавая психологические образы, писатели используют свои наблюдения, раз-мышления, воображение, а также опыт житейской психологии. Многие образы становятся наглядными и убедительными образцами для описания человеческой психологии (например, Обломов). Именно в этом заключается огромная цен¬ность таких образов как иллюстраций в ходе преподавания психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Леонардо да Винчи, например, придавал огромное значение «боже¬ственной науке живописи». Продукты, порождаемые ею, воедино соединяют об¬разное, логическое и практическое. Живопись, по его мнению, должна быть не на-туралистическим копированием непосредственно зримого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего душевного мира человека чаще всего находит свое отражение именно в живописи.

Причем здесь важно не только то, «что» изображается, но и то, «как» изобража¬ется. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного ро¬да и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше по¬нять свой внутренний мир и души других людей.

Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер. Они не стремятся к объяснению (в отличие от нау¬ки), а только отражают, причем в форме, доступной непосредственному пережи-

ванию. Поэтому в рамках изучения психологии они могут носить только вспомо¬гательный иллюстративный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны. Как правило, они не пре¬тендуют на системность в описании психической жизни людей. Изложить систе¬матизированные знания о человеке в искусстве невозможно, поскольку подобной системы просто не существует. Но фрагменты, которые описываются, имеют осо¬бую значимость и убедительность. Чаще всего это значительные поступки или пе-реломные моменты жизни человека, которые наиболее четко и ясно показывают особенности его характера. Именно поэтому многие психологи и преподаватели обращаются к произведениям искусства в своей профессиональной деятельности. «Почти все литературные описания характеров исходят из психологического до¬пущения о том, что каждый характер имеет определенные черты, присущие имен¬но ему, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни» (Оллпорт, 1959 / 1982, с. 210). Причем эти описания даются в эмоцио¬нально окрашенной форме.

Эмоциональность — еще одна характерная черта психологических знаний в ис¬кусстве. В художественных произведениях описываются особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживаний персонажей. Целостное и непосред¬ственное изображение эмоциональной жизни человека лучше всего достигается именно в искусстве. Без эмоций искусства не существует. Произведение искусст¬ва предназначено не для рационального изучения или практического использова¬ния, а для сопереживания. Читатель «проживает» художественное произведение: он со-размышляет, со-действует, со-переживает вместе с героем.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — приня¬тие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе отражение типичных особенно¬стей внутреннего мира человека, то психологические знания можно считать до¬стоверными. «Никто никогда не требовал от авторов доказательства того, что ха-рактеры Гамлета, Дон Кихота, Анны Карениной истинны и достоверны... Они умеют внушать доверие» (Оллпорт, 1959/1982, с. 211). Успех писателя измеряет¬ся реакцией читателей.

Успех психолога измеряется более жесткими критериями, чем восторг читате¬ля. Психология как наука располагает целым рядом преимуществ, И пусть ее ус¬пехи пока не так велики, но зато они более надежны и фундаментальны.

В то же время психологические знания в сфере искусства представляют боль¬шую ценность. Для многих людей произведения живописи, художественные про¬изведения, театральные постановки и кинофильмы являются основным способом познания внутреннего мира человека.

Знания этого типа всегда интересовали и профессиональных-психологов. По¬этому они не раз обращались к этому источнику (Психология личности, 1982; Те¬плое, 1971/1985; Сироткина, 1998; Емельянов, Адаскина, 1998). Нужно всегда помнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для расширения профессиональной компетентности преподавателей психологии. Многие выдаю¬щиеся психологи нередко обращались к примерам из литературы, чтобы проил¬люстрировать, а иногда и развить свои теоретические идеи.

Особую роль искусство играет в изучении личности. Одна из статей американ¬ского психолога Гордона Оллпорта (1897-1967) так и называлась: «Личность:

проблема науки или искусства?». В ней был поднят ряд важных вопросов. Глав¬ный из них — вопрос об отношении психологии (и психологов) к художественной литературе. Оллпорт считал, что психологи могут многому научиться у мастеров художественной литературы. Это касается приемов тонкого психологического на-блюдения и описания, понимания конкретной личности в ее целостности, интере¬са к индивидуальности.

Горьким упреком в адрес некоторых профессиональных психологов звучат слова Оллпорта о том, что они «в качестве профессионалов никогда в действи¬тельности не видели индивидуума; и многие из них... надеются, что никогда его и не увидят» (Оллпорт, 1959/1982, с. 213). Он критиковал бездумное применение математических методов в психологии.

Действительно, психология как наука стремится к выявлению общих законо¬мерностей. «Абстракция, которую совершает психолог в измерении и объяснении несуществующей "психики-в-общем", — это абстракция, которую никогда не со¬вершают литераторы. Писатели прекрасно знают, что психики существует только в единичных и особенных формах» (Оллпорт, 1959/1982, с. 213). Как справедливо замечает далее Оллпорт, мы опять сталкиваемся с основным разногласием между наукой и искусством. Наука всегда имеет дело с общим, искусство — с частным, единичным.

Поэтому взаимодополнение психологических знаний, содержащихся в науке и искусстве, безусловно, является полезным. Хорошую рекомендацию по методике преподавания и изучения психологии дает в этой связи Оллпорт: «если вы сту¬дент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте био-графии. Если вы не студент, изучающий психологию, читайте их, но интересуй¬тесь и работами по психологии» (Оллпорт, 1959/1982, с. 215).