logo
НЕТ ВОПРОСОВ

34. Особенности современной вузовской лекции

Лекция появилась в средние века, когда книга была редкостью, и с тех пор она занимает ведущую роль в учебном процессе в вузах.

В средневековых университетах знания сообщались студентам путем их «считывания» профессором с книг или готовых письменных текстов. Поэтому слово «лекция» (лат. 1есио) означает - чтение.

В России лекцию начали использовать со времен М.В. Ломоносова. Это было устное изложение учебного материала, сопровождаемого, как правило, различными демонстрациями.

Вопрос о пользе и значении лекции в вузовском преподавании до сих пор остается актуальным. Противники лекционного метода утверждают, что лекция приучает студентов к пассивному некритическому восприятию чужих мыслей, убивая тем самым стремление к самостоятельному труду и мышлению, что посещение лекций отнимает много времени, приучает к школярству. Отмечаются также и трудности восприятия лекции и ее записи, тогда как есть необходимые учебники и методические пособия.

И все же лекция находит еще огромное число сторонников, которые утверждают, что при правильной методике ее чтения и организации слушателей многие из отмеченных недостатков могут быть в значительной мере преодолены. Поэтому в настоящее время лекция остается одной из ведущих форм преподавания в вузе.

В ряде случаев лекция оказывается просто незаменимой: при недостатках учебников (если читаются новые курсы); при разноречивых изложениях учебного материала в учебниках и учебных пособиях; там, где самостоятельное изучение затруднено в силу объективных трудностей учебного материала; в случае появления новой информации, не нашедшей еще отражения в учебных пособиях.

Познавательные функции лекции

Познавательные функции лекции весьма значительны и разнообразны.

Лекция является весьма экономичным способом получения знаний. Здесь знания подаются в обобщенном систематизированном виде, что позволяет студентам быстрее и надежнее усваивать знания и ориентироваться самостоятельно в новой информации.

Экономический эффект состоит и в том, что лекцию можно читать одновременно большому числу слушателей.

Большое значение лекция играет в развитии культуры мышления студента. Лектор знакомит слушателей с процессом научного мышления, показывает его образцы. Это своего рода мышление вслух, которое в такой форме понятнее, легче схва­тывается и усваивается «здесь и теперь».

Это наиболее гибкая форма подачи учебной информации. Методическое мастерство лектора позволяет одну и ту же информацию подавать разнообразными способами: от краткой конспективной до развернутой, граничащей с художественным

изложением.

Любая хорошая лекция оказывает огромное эмоциональное влияние на формирование интереса к дисциплине, взглядов и убеждений слушателей. Особенно это свойственно лекциям гуманитарного цикла, и в частности лекциям по психологии.

По силе впечатлений и общего воздействия на слушателей лекционный способ подачи учебного материала стоит пока выше других методов, поскольку ничем нельзя заменить воздейст­вие личности лектора в живом общении с аудиторией.

Таким образом, лекция вводит студента в изучаемую науку, обеспечивает ему первое знакомство с основными научно-теоретическими положениями и тем самым определяет и другие формы изучения данной науки.

Подготовка содержания лекции

Хорошая лекция - всегда подготовленная лекция. Не следу­ет, однако, забывать, что лекция была и остается самой трудной формой преподавания.

При чтении лекции преподаватель вынужден выступать в разных, хотя и неразрывно связанных, ролях:

ученого, анализирующего явления и факты; оратора, убеждающего слушателей;

педагога, воспитывающего мировоззрение и нравственное отношение к делу;

психолога, устанавливающего контакт со всеми слушателями в целом и с каждым в отдельности.

К вузовской лекции предъявляют высокие требования. Она должна быть информативной, стимулировать мыслительную деятельность слушателей, воспитывающей и развивающей.

Работа над лекцией складывается из нескольких этапов.

На первом этапе подготовки лекции:

выявляется уровень подготовленности студентов; производится отбор теоретического и фактического материала.

Анализируется состояние вопроса в современной науке, наличие дидактических трудностей, пригодности учебников и учебных пособий и т.д. В зависимости от наличия того или иного материала в учебных пособиях определяется дозировка времени, отводимого на определенные разделы учебной дисципли­ны, и планируется самостоятельная работа студентов.

Материалы этого этапа накапливаются у лектора в виде ра­бочих записей (целесообразно на специальных карточках) и составляют своеобразный «информативный банк».

Главное внимание на этом этапе уделяется содержанию лекции, подбору теоретического и фактического материала, поскольку любая хорошая лекция содержательна.

Среди особенностей содержания лекции можно выделить наиболее важные. Это: научность, доступность, занимательность.

Научность. Лекция должна опираться на современное состояние научных знаний. Это выражается в рассмотрении, со­поставлении различных взглядов на сущность теоретических и практических проблем, теорий закономерностей (например, теорий личности, эмоций, подходов к психологии обучения и воспитания и т.д.).

Содержание такой лекции включает имена известных отече­ственных и зарубежных исследователей, результаты научных экспериментов, новейшие идеи и концепции, описания методов исследования.

Целесообразно в ходе лекции ссылаться на научные авторитеты, указывать источники, цитировать их высказывания.

Полезно приводить статистические данные, результаты массовых опросов, анкет, что делает лекцию доходчивой и конкретной.

Лекция не только источник информации, но и средство формирования у студентов научного мышления. Поэтому содержание ее должно опираться не на веру, житейские представления, собственный опыт, а на подлинно научные знания.

Доступность. Именно она обеспечивает понимание студентами основных понятий науки, закономерностей, методов исследования.

Доступность связана с особенностями аудитории, ее подготов­ленностью, возрастными, профессиональными особенностями.

Особое внимание следует обратить на систему терминов -тезаурус.

Понятийный тезаурус психологической науки - это основа, каркас, на котором зиждется вся психология. Терминология психологической науки необычна, сложна и часто подменяется житейской. Поэтому при подготовке лекции следует предусмотреть специальную работу с терминологией: рассмотрение этимологии слов (например, опосредованность, произвольность, лабильность, стеничность, детерминанта и др.)., выявление различий у сходных терминов (чувствительность - чувства).

Понимание сущности психических явлений, понятий, зако­нов во многом зависит от искусства лектора подбирать соответствующие и доказательные примеры. Без удачных примеров лекция превращается в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных.

Однако немаловажно, чтобы приводимые примеры: не казались наивными и незрелыми; не были случайными; относились к сути излагаемого материала; не были слишком громоздкими; не были слишком персонифицированными; не были устаревшими. Забавные истории и пояснения также важны, потому что они придают лекции игровой характер и делают ее интересной, помогают слушателям понять идею, продемонстрировать ее со­стоятельность, увидеть, каким образом эту идею можно применять в конкретных ситуациях, способствуют запоминанию сути вопроса.

Учебный материал оказывается более понятным, если он опи­рается на опыт слушателей, личный или профессиональный. Поэтому полезно сопоставлять житейские и научные понятия, на­пример, темперамента, характера, личности, способностей и др.

Доступность учебного материала безусловно зависит и от методики преподавания, стиля изложения и др., но об этом мы будем говорить позже.

Занимательность. Это означает, что содержание должно быть интересным. Интерес зависит, конечно, от особенностей аудитории, но есть такие качества информации, которые инте­ресны всем. К ним относятся: значимость учебного материала непосредственно для личности или ее профессии, а также новизна и историчность.

Значимость материала для личности достигается подбором соответствующей информации, интересных иллюстраций теоретических положений, жизненных примеров. Многие темы психологии сами по себе могут быть личностно значимы (восприятие человека человеком, темперамент, характер, эмоции и т.д.). Большой интерес для личности представляют данные учебных диагностических исследований (психических функций, свойств личности), особенно оглашение норм.

При подготовке лекции следует помнить, что исключительно интересным оказывается материал, связанный с профессией психолога. Обсуждая ситуации консультирования, психологической коррекции, тренингов, запросов населения и т.д., студенты уже знакомятся со своей профессией, учатся ее навыкам и умениям.

Всегда интересна новая информация. Поэтому текст лекции необходимо периодически обновлять, включая новые факты, идеи, теории, имена ученых, эксперименты, новые методы ис­следования. Без этого лекция теряет свою привлекательность.

Если лектор пользуется старыми записями, пусть даже хорошо отработанным текстом с удачными примерами и иллюстрациями, то сознание его формально следует за содержанием, повтор не возбуждает эмоций, а сам лектор чувствует скуку. Это печально, тем более что лектор может этого и не замечать. А вот слушатели замечают довольно быстро.

История любой науки представляет интерес для слушателей. В содержании любой хорошей лекции исторические факты, сведения о творчестве и личностных качествах выдающихся психологов мира должны занимать достойное место.

Научные идеи, излагаемые как результаты озарения выдаю­щихся исследователей, не только лучше запоминаются, но и глубже понимаются. Примером тому может служить интересная ситуация, произошедшая с Л.С. Выготским1.

Однажды Л.С. Выготский наблюдал больного с заболеванием Паркинсона. Из-за постоянного дрожания конечностей, больной не мог сделать и шага. Внезапно Л.С. Выготский взял со стола лист бумаги, разорвал его на кусочки и выложил на полу из них дорожку. И больной, ступая по бумажкам, пошел. Так родилась и утвердилась идея о роли знаковых стимульных средств в управлении человека своим поведением.

На втором этапе подготовки лекции целесообразно заняться определением ее структуры.

Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состо­ит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении формулируется тема, цели и составляется план. Оно призвано ввести студентов в курс дела, заинтересовать ау­диторию, сформулировать основные, опорные идеи, связать их с предыдущими и последующими знаниями. Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной.

В основной части должны быть определены все узловые вопросы, четко и кратко сформулированы все определения и основные теоретические положения. К каждому теоретическому положению следует подобрать обоснования, доказательства и иллюстрации.

Число вопросов в лекции, как правило, колеблется от 2 до 4. Отдельные вопросы обычно делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение. В план включаются краткие формулировки основных, узловых вопросов (они затем могут быть использованы как вопросы к экзаменам).

Нежелательно слишком дробное или, наоборот, чрезмерно крупное членение лекционного текста. Длительность его частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем и степенью знакомства с ними слушателей.

Заключение служит для обобщений и краткой формулировки основных идей лекции. Здесь же можно давать рекомендации о порядке изучения излагаемой темы, трудностях и способах их преодоления, кратко охарактеризовать рекомендуемую литературу.

Целесообразно здесь же указать перечень мероприятий по контролю знаний и сроки их проведения.

Все части структуры лекции составляют предмет обдумывания при ее разработке. Это кропотливая и скрупулезная работа совершается на основе накопленных знаний и опыта, изучения новейшей научной и методической литературы, посредством сбора и обобщения всего собранного фактического материала.

Виды лекций

Вид лекции зависит от ряда факторов: содержания дисцип­лины и ее места в учебном процессе (вводная, текущая, заключительная, обзорная); соотношения различных видов и уровней познавательной деятельности студентов (описательно-иллюстративная, объяснительная, проблемная); типа обучения (установочная - используется преимущественно в системе заочного обучения).

Описательная лекция - это лекция-сообщение. В ней преобладающим познавательным процессом для слушателей является восприятие материала, его запись и запоминание.

Объяснительная лекция содержит не только описание учебного материала, но и раскрывает причинно-следственные связи излагаемых явлении, понятии, законов, т.е. наряду с процессами восприятия и памяти слушатели включаются в процесс осмысливания и понимания сообщаемых знаний.

В проблемной лекции используется система проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решаемые затем в групповой дискуссии.

Проблемная лекция позволяет показать студентам процесс сложного движения мысли от одной гипотезы к другой, от одного способа решения к другому, более приемлемому при постоянной актуализации цели поиска. Это наиболее плодотворный тип лекции, обеспечивающий эффективное усвоение знаний и формирование творческих способностей и научного мышления.

В качестве проблемы в психологической науке могут служить научные проблемы диссертационных исследований. При решении таких проблем конечный результат известен препода­вателю, что дает возможность студентам в итоге ощутить радость от причастности к решению реальной научной проблемы. Это, однако, не исключает и других способов решения проблемы.

Возможна, на наш взгляд, постановка перед студентами и таких проблем, которые еще не решены в науке. Это полезно, так как позволяет понять, что далеко не все известно в психо­логии, есть «белые пятна», о которых профессионал должен знать.

Разработка текста лекции

Это этап разработки и шлифовки плана лекции. При работе над планом преподаватель должен предусмотреть: формулировку цели данной лекции;

краткость и содержательность формулировок пунктов плана (ведь эти формулировки будут записаны студентами в их конспектах);

оптимальное время для каждого вопроса плана в соответствии со временем, отведенным на всю тему; средства, обеспечивающие эффективность лекции (ис­пользование доски, плакатов, ТСО, контроля знаний, са­мостоятельной работы студентов и др. При подготовке к лекции преподаватель должен помнить, что разговорная речь в сравнении с письменной строится по другим законам. Поэтому главным способом подготовки лекции должна быть не текстуальная запись будущей лекции, а состав­ление развернутого плана-конспекта, подробно отражающего цепь логических рассуждений, содержащего отработанные формы и наиболее важные аргументы.

Целесообразно записи делать на карточках, которые легко держать в руках и при необходимости в них заглядывать.

Молодым начинающим преподавателям высшей школы в дополнение к плану рекомендуется написание полного текста лекции, а также прослушивание ее записи, например, используя плейер.