34. Особенности современной вузовской лекции
Лекция появилась в средние века, когда книга была редкостью, и с тех пор она занимает ведущую роль в учебном процессе в вузах.
В средневековых университетах знания сообщались студентам путем их «считывания» профессором с книг или готовых письменных текстов. Поэтому слово «лекция» (лат. 1есио) означает - чтение.
В России лекцию начали использовать со времен М.В. Ломоносова. Это было устное изложение учебного материала, сопровождаемого, как правило, различными демонстрациями.
Вопрос о пользе и значении лекции в вузовском преподавании до сих пор остается актуальным. Противники лекционного метода утверждают, что лекция приучает студентов к пассивному некритическому восприятию чужих мыслей, убивая тем самым стремление к самостоятельному труду и мышлению, что посещение лекций отнимает много времени, приучает к школярству. Отмечаются также и трудности восприятия лекции и ее записи, тогда как есть необходимые учебники и методические пособия.
И все же лекция находит еще огромное число сторонников, которые утверждают, что при правильной методике ее чтения и организации слушателей многие из отмеченных недостатков могут быть в значительной мере преодолены. Поэтому в настоящее время лекция остается одной из ведущих форм преподавания в вузе.
В ряде случаев лекция оказывается просто незаменимой: при недостатках учебников (если читаются новые курсы); при разноречивых изложениях учебного материала в учебниках и учебных пособиях; там, где самостоятельное изучение затруднено в силу объективных трудностей учебного материала; в случае появления новой информации, не нашедшей еще отражения в учебных пособиях.
Познавательные функции лекции
Познавательные функции лекции весьма значительны и разнообразны.
Лекция является весьма экономичным способом получения знаний. Здесь знания подаются в обобщенном систематизированном виде, что позволяет студентам быстрее и надежнее усваивать знания и ориентироваться самостоятельно в новой информации.
Экономический эффект состоит и в том, что лекцию можно читать одновременно большому числу слушателей.
Большое значение лекция играет в развитии культуры мышления студента. Лектор знакомит слушателей с процессом научного мышления, показывает его образцы. Это своего рода мышление вслух, которое в такой форме понятнее, легче схватывается и усваивается «здесь и теперь».
Это наиболее гибкая форма подачи учебной информации. Методическое мастерство лектора позволяет одну и ту же информацию подавать разнообразными способами: от краткой конспективной до развернутой, граничащей с художественным
изложением.
Любая хорошая лекция оказывает огромное эмоциональное влияние на формирование интереса к дисциплине, взглядов и убеждений слушателей. Особенно это свойственно лекциям гуманитарного цикла, и в частности лекциям по психологии.
По силе впечатлений и общего воздействия на слушателей лекционный способ подачи учебного материала стоит пока выше других методов, поскольку ничем нельзя заменить воздействие личности лектора в живом общении с аудиторией.
Таким образом, лекция вводит студента в изучаемую науку, обеспечивает ему первое знакомство с основными научно-теоретическими положениями и тем самым определяет и другие формы изучения данной науки.
Подготовка содержания лекции
Хорошая лекция - всегда подготовленная лекция. Не следует, однако, забывать, что лекция была и остается самой трудной формой преподавания.
При чтении лекции преподаватель вынужден выступать в разных, хотя и неразрывно связанных, ролях:
ученого, анализирующего явления и факты; оратора, убеждающего слушателей;
педагога, воспитывающего мировоззрение и нравственное отношение к делу;
психолога, устанавливающего контакт со всеми слушателями в целом и с каждым в отдельности.
К вузовской лекции предъявляют высокие требования. Она должна быть информативной, стимулировать мыслительную деятельность слушателей, воспитывающей и развивающей.
Работа над лекцией складывается из нескольких этапов.
На первом этапе подготовки лекции:
формируются цели;
определяется место данной конкретной лекции в структуре темы и раздела;
выявляется уровень подготовленности студентов; производится отбор теоретического и фактического материала.
Анализируется состояние вопроса в современной науке, наличие дидактических трудностей, пригодности учебников и учебных пособий и т.д. В зависимости от наличия того или иного материала в учебных пособиях определяется дозировка времени, отводимого на определенные разделы учебной дисциплины, и планируется самостоятельная работа студентов.
Материалы этого этапа накапливаются у лектора в виде рабочих записей (целесообразно на специальных карточках) и составляют своеобразный «информативный банк».
Главное внимание на этом этапе уделяется содержанию лекции, подбору теоретического и фактического материала, поскольку любая хорошая лекция содержательна.
Среди особенностей содержания лекции можно выделить наиболее важные. Это: научность, доступность, занимательность.
Научность. Лекция должна опираться на современное состояние научных знаний. Это выражается в рассмотрении, сопоставлении различных взглядов на сущность теоретических и практических проблем, теорий закономерностей (например, теорий личности, эмоций, подходов к психологии обучения и воспитания и т.д.).
Содержание такой лекции включает имена известных отечественных и зарубежных исследователей, результаты научных экспериментов, новейшие идеи и концепции, описания методов исследования.
Целесообразно в ходе лекции ссылаться на научные авторитеты, указывать источники, цитировать их высказывания.
Полезно приводить статистические данные, результаты массовых опросов, анкет, что делает лекцию доходчивой и конкретной.
Лекция не только источник информации, но и средство формирования у студентов научного мышления. Поэтому содержание ее должно опираться не на веру, житейские представления, собственный опыт, а на подлинно научные знания.
Доступность. Именно она обеспечивает понимание студентами основных понятий науки, закономерностей, методов исследования.
Доступность связана с особенностями аудитории, ее подготовленностью, возрастными, профессиональными особенностями.
Особое внимание следует обратить на систему терминов -тезаурус.
Понятийный тезаурус психологической науки - это основа, каркас, на котором зиждется вся психология. Терминология психологической науки необычна, сложна и часто подменяется житейской. Поэтому при подготовке лекции следует предусмотреть специальную работу с терминологией: рассмотрение этимологии слов (например, опосредованность, произвольность, лабильность, стеничность, детерминанта и др.)., выявление различий у сходных терминов (чувствительность - чувства).
Понимание сущности психических явлений, понятий, законов во многом зависит от искусства лектора подбирать соответствующие и доказательные примеры. Без удачных примеров лекция превращается в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных.
Однако немаловажно, чтобы приводимые примеры: не казались наивными и незрелыми; не были случайными; относились к сути излагаемого материала; не были слишком громоздкими; не были слишком персонифицированными; не были устаревшими. Забавные истории и пояснения также важны, потому что они придают лекции игровой характер и делают ее интересной, помогают слушателям понять идею, продемонстрировать ее состоятельность, увидеть, каким образом эту идею можно применять в конкретных ситуациях, способствуют запоминанию сути вопроса.
Учебный материал оказывается более понятным, если он опирается на опыт слушателей, личный или профессиональный. Поэтому полезно сопоставлять житейские и научные понятия, например, темперамента, характера, личности, способностей и др.
Доступность учебного материала безусловно зависит и от методики преподавания, стиля изложения и др., но об этом мы будем говорить позже.
Занимательность. Это означает, что содержание должно быть интересным. Интерес зависит, конечно, от особенностей аудитории, но есть такие качества информации, которые интересны всем. К ним относятся: значимость учебного материала непосредственно для личности или ее профессии, а также новизна и историчность.
Значимость материала для личности достигается подбором соответствующей информации, интересных иллюстраций теоретических положений, жизненных примеров. Многие темы психологии сами по себе могут быть личностно значимы (восприятие человека человеком, темперамент, характер, эмоции и т.д.). Большой интерес для личности представляют данные учебных диагностических исследований (психических функций, свойств личности), особенно оглашение норм.
При подготовке лекции следует помнить, что исключительно интересным оказывается материал, связанный с профессией психолога. Обсуждая ситуации консультирования, психологической коррекции, тренингов, запросов населения и т.д., студенты уже знакомятся со своей профессией, учатся ее навыкам и умениям.
Всегда интересна новая информация. Поэтому текст лекции необходимо периодически обновлять, включая новые факты, идеи, теории, имена ученых, эксперименты, новые методы исследования. Без этого лекция теряет свою привлекательность.
Если лектор пользуется старыми записями, пусть даже хорошо отработанным текстом с удачными примерами и иллюстрациями, то сознание его формально следует за содержанием, повтор не возбуждает эмоций, а сам лектор чувствует скуку. Это печально, тем более что лектор может этого и не замечать. А вот слушатели замечают довольно быстро.
История любой науки представляет интерес для слушателей. В содержании любой хорошей лекции исторические факты, сведения о творчестве и личностных качествах выдающихся психологов мира должны занимать достойное место.
Научные идеи, излагаемые как результаты озарения выдающихся исследователей, не только лучше запоминаются, но и глубже понимаются. Примером тому может служить интересная ситуация, произошедшая с Л.С. Выготским1.
Однажды Л.С. Выготский наблюдал больного с заболеванием Паркинсона. Из-за постоянного дрожания конечностей, больной не мог сделать и шага. Внезапно Л.С. Выготский взял со стола лист бумаги, разорвал его на кусочки и выложил на полу из них дорожку. И больной, ступая по бумажкам, пошел. Так родилась и утвердилась идея о роли знаковых стимульных средств в управлении человека своим поведением.
На втором этапе подготовки лекции целесообразно заняться определением ее структуры.
Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении формулируется тема, цели и составляется план. Оно призвано ввести студентов в курс дела, заинтересовать аудиторию, сформулировать основные, опорные идеи, связать их с предыдущими и последующими знаниями. Эта часть лекции должна быть краткой и целенаправленной.
В основной части должны быть определены все узловые вопросы, четко и кратко сформулированы все определения и основные теоретические положения. К каждому теоретическому положению следует подобрать обоснования, доказательства и иллюстрации.
Число вопросов в лекции, как правило, колеблется от 2 до 4. Отдельные вопросы обычно делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение. В план включаются краткие формулировки основных, узловых вопросов (они затем могут быть использованы как вопросы к экзаменам).
Нежелательно слишком дробное или, наоборот, чрезмерно крупное членение лекционного текста. Длительность его частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем и степенью знакомства с ними слушателей.
Заключение служит для обобщений и краткой формулировки основных идей лекции. Здесь же можно давать рекомендации о порядке изучения излагаемой темы, трудностях и способах их преодоления, кратко охарактеризовать рекомендуемую литературу.
Целесообразно здесь же указать перечень мероприятий по контролю знаний и сроки их проведения.
Все части структуры лекции составляют предмет обдумывания при ее разработке. Это кропотливая и скрупулезная работа совершается на основе накопленных знаний и опыта, изучения новейшей научной и методической литературы, посредством сбора и обобщения всего собранного фактического материала.
Виды лекций
Вид лекции зависит от ряда факторов: содержания дисциплины и ее места в учебном процессе (вводная, текущая, заключительная, обзорная); соотношения различных видов и уровней познавательной деятельности студентов (описательно-иллюстративная, объяснительная, проблемная); типа обучения (установочная - используется преимущественно в системе заочного обучения).
Описательная лекция - это лекция-сообщение. В ней преобладающим познавательным процессом для слушателей является восприятие материала, его запись и запоминание.
Объяснительная лекция содержит не только описание учебного материала, но и раскрывает причинно-следственные связи излагаемых явлении, понятии, законов, т.е. наряду с процессами восприятия и памяти слушатели включаются в процесс осмысливания и понимания сообщаемых знаний.
В проблемной лекции используется система проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решаемые затем в групповой дискуссии.
Проблемная лекция позволяет показать студентам процесс сложного движения мысли от одной гипотезы к другой, от одного способа решения к другому, более приемлемому при постоянной актуализации цели поиска. Это наиболее плодотворный тип лекции, обеспечивающий эффективное усвоение знаний и формирование творческих способностей и научного мышления.
В качестве проблемы в психологической науке могут служить научные проблемы диссертационных исследований. При решении таких проблем конечный результат известен преподавателю, что дает возможность студентам в итоге ощутить радость от причастности к решению реальной научной проблемы. Это, однако, не исключает и других способов решения проблемы.
Возможна, на наш взгляд, постановка перед студентами и таких проблем, которые еще не решены в науке. Это полезно, так как позволяет понять, что далеко не все известно в психологии, есть «белые пятна», о которых профессионал должен знать.
Разработка текста лекции
Это этап разработки и шлифовки плана лекции. При работе над планом преподаватель должен предусмотреть: формулировку цели данной лекции;
краткость и содержательность формулировок пунктов плана (ведь эти формулировки будут записаны студентами в их конспектах);
оптимальное время для каждого вопроса плана в соответствии со временем, отведенным на всю тему; средства, обеспечивающие эффективность лекции (использование доски, плакатов, ТСО, контроля знаний, самостоятельной работы студентов и др. При подготовке к лекции преподаватель должен помнить, что разговорная речь в сравнении с письменной строится по другим законам. Поэтому главным способом подготовки лекции должна быть не текстуальная запись будущей лекции, а составление развернутого плана-конспекта, подробно отражающего цепь логических рассуждений, содержащего отработанные формы и наиболее важные аргументы.
Целесообразно записи делать на карточках, которые легко держать в руках и при необходимости в них заглядывать.
Молодым начинающим преподавателям высшей школы в дополнение к плану рекомендуется написание полного текста лекции, а также прослушивание ее записи, например, используя плейер.
- 5. История преподавания психоаогии в средней школе
- 2.1. Преподавание психологии в XIX веке
- 2.2. Преподавание психологии в начале XX века
- 2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 6. История преподавания психологии в высшей школе(карандашев)
- 1.1. Преподавание психологии в XVIII—XIX веках
- 1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века
- 1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 7. Обучение психологии в общеобразовательных школах и средних учебных заведениях (не весь)
- 8. Базовое психологическое образование(карандашев)
- 9. Преподавание психологии студентам других специальностей(карандашев)
- 10. Последипломное психологическое образование(карандашев)
- 11.Проблема обучения и развития в преподавании психологии (не весь)
- 12. Принципы обучения психологии
- 13 – 14. Психологическая культура личности и её компоненты
- 15. Конспектировать статьи (в конспекте)
- 17. Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений
- 18.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (м.Н. Скаткин, и.Я. Лернер).
- 25. Обучение психологии в средних учебных заведениях(карандашев)
- 25-26. Организация учебных занятий по психологии в средних учебных заведениях (карандашев)
- 28. Анализ моделей обучения в системе высшего образования (нет)
- 29. Современные средства обучения
- 30.Урок по психологии
- 32. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:
- 33.Психологическая лекция в школе: содержание и методика
- 34. Особенности современной вузовской лекции
- 35 Методические основы чтения лекции
- 36 Невербальные компоненты лекции
- 37. Ошибки лектора
- 35.Методические аспекты подготовки и проведения лекций.
- 35.Методическая разработка учебной лекции
- 1.Тема лекции. Обоснование выбора темы.
- 2. Формы организации лекции.
- 3 . Содержание лекций.
- 38 . Семинарские занятия
- 39. Подготовка преподавателя к семинару
- 40. Практические занятия
- 47. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии (карандашев)
- 51. Практика студентов по психологии (карандашев)
- 53. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе
- 55. Контроль как учебное действие студента. Виды и формы контроля
- 56. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля(бадмаев)
- 57. Разработка учебного курса по психоаогии
- 9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
- 1. Научная психология
- 2. Практическая психология
- 1. Житейские психологические знания
- 2. Психологические знания в искусстве
- 3. Иррациональная психология
- 9.4. Технология разработки учебного курса
- 3. Постановка учебных целей
- 58. Профессионально-личностный уровень преподавателя психологии
- 60. Методика самостоятельной работы и самообразования преподавателя психологии