58. Профессионально-личностный уровень преподавателя психологии
Профессия психолога является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности психолога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Содержание профессиональной компетентности психолога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности психолога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это по существу свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.
В общем виде психологические знания определены учебными программами, психологическая подготовка будущего психолога предполагает достаточно широкие знания методологических основ психологии: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучения: законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего психолога в первом своем приближении моделирует и реализует методологию, теорию и технологию психологической деятельности, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления психолога,
Психологические знания - необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методологические знания, являются предпосылкой психологических умений и навыков.
Психологические умения - это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане психологических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности психологических умений имеет прямой выход в практику подготовки психолога.
Успех обучения и воспитания учащегося зависит от педагогического мастерства преподавателей, проводящих занятия с учащимися и студентами. Педагогическое мастерство оттачивается и шлифуется на учебных занятиях и в ходе внеклассной и внеурочной работы.
Однако фундамент педагогического мастерства закладывается гораздо раньше - в процессе приобретения и углубления знаний и практической подготовки к занятиям.
^ Основные составляющие педагогического мастерства: ясное понимание целей и задач обучения и воспитания студентов;
единство мыслей и действий;
высокая личная ответственность;
постоянная работа по повышению качества проводимых занятий;
знание в совершенстве преподаваемой дисциплины;
знание педагогики и психологии;
постоянное следование принципам обучения и воспитания в вузе;
умение увлекательно и доходчиво излагать учебный материал, рационально использовать наглядные учебные пособия и технические средства обучения;
педагогический такт и неукоснительное соблюдение требований по проведению занятий;
высокая общая культура поведения;
умение глубоко и самокритично анализировать проведенные занятия, выявлять причины ошибок и недостатков, делать из этого анализы, правильные выводы.
Перечень элементов, составляющих мастерство профессиональной компетентности преподавателя, может быть представлен как единство его теоретической и практической готовности. Психологические умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения ставить психологические задачи, связанные с «переводом» содержания объективного процесса социализации в конкретные задачи обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями, отражению психологических воздействий и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения программировать способы психологических взаимодействий позволяют построить и привести в движение логически завершенную психологическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выполнять психологические действия предполагают выделение и установление взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания и обучения, приведение их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.) осуществления образовательного процесса; развитие деятельности студента, превращающей его из объекта в субъект психологического процесса; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи вуза с окружающей средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения изучать процесс и результаты решения психологической задачи требуют учета и оценки итогов психологической деятельности: самоанализ и анализ хода психологического процесса и действий психолога; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных психологических задач.
Профессиональная компетентность психолога, выступая условием становления и развития его психологического мастерства, составляет содержание психологической культуры. Профессионализм психолога, его психологическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении психологической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности психолога.
Практическая готовность преподавателя психологии в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях психологически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность преподавателя обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организации деятельности коллектива.
^ Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее преобразовывать, то есть интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
В процессе непосредственного общения с учащимися информационные умения проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно строить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение: органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материала: формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно: применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности: выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
^ Развивающие умения. Такие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся и группы в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результата) отношений; формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных знаний, сравнений и самостоятельных умозаключений; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
^ Ориентационные умения. Они направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения.
Коммуникативные умения преподавателя психологии структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и психологической техники.
^ Умения собственно общения. На этапе моделирования предстоящего общения психолог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с группой и отдельными учащимися, поставить себя на их место, идентифицироваться с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.
На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с группой, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с психологом и его предметом преподавания.
Управление общением в психологическом процессе предполагает овладение педагогом умениями распределять внимание, поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к группе и отдельным студентам наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний студентов, обеспечивать атмосферу благополучия в группе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.
Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению учащихся улавливать общий психологический настрой группы; чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях учащихся, их желании и готовности работать, в их общем настроении: своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.
Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является психологическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, гак и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в общении с воспитанниками, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. Другими словами, это умения проявлять свои чувства как бы «по заказу», в рамках психологической целесообразности.
- 5. История преподавания психоаогии в средней школе
- 2.1. Преподавание психологии в XIX веке
- 2.2. Преподавание психологии в начале XX века
- 2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 6. История преподавания психологии в высшей школе(карандашев)
- 1.1. Преподавание психологии в XVIII—XIX веках
- 1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века
- 1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 7. Обучение психологии в общеобразовательных школах и средних учебных заведениях (не весь)
- 8. Базовое психологическое образование(карандашев)
- 9. Преподавание психологии студентам других специальностей(карандашев)
- 10. Последипломное психологическое образование(карандашев)
- 11.Проблема обучения и развития в преподавании психологии (не весь)
- 12. Принципы обучения психологии
- 13 – 14. Психологическая культура личности и её компоненты
- 15. Конспектировать статьи (в конспекте)
- 17. Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений
- 18.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (м.Н. Скаткин, и.Я. Лернер).
- 25. Обучение психологии в средних учебных заведениях(карандашев)
- 25-26. Организация учебных занятий по психологии в средних учебных заведениях (карандашев)
- 28. Анализ моделей обучения в системе высшего образования (нет)
- 29. Современные средства обучения
- 30.Урок по психологии
- 32. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:
- 33.Психологическая лекция в школе: содержание и методика
- 34. Особенности современной вузовской лекции
- 35 Методические основы чтения лекции
- 36 Невербальные компоненты лекции
- 37. Ошибки лектора
- 35.Методические аспекты подготовки и проведения лекций.
- 35.Методическая разработка учебной лекции
- 1.Тема лекции. Обоснование выбора темы.
- 2. Формы организации лекции.
- 3 . Содержание лекций.
- 38 . Семинарские занятия
- 39. Подготовка преподавателя к семинару
- 40. Практические занятия
- 47. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии (карандашев)
- 51. Практика студентов по психологии (карандашев)
- 53. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе
- 55. Контроль как учебное действие студента. Виды и формы контроля
- 56. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля(бадмаев)
- 57. Разработка учебного курса по психоаогии
- 9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
- 1. Научная психология
- 2. Практическая психология
- 1. Житейские психологические знания
- 2. Психологические знания в искусстве
- 3. Иррациональная психология
- 9.4. Технология разработки учебного курса
- 3. Постановка учебных целей
- 58. Профессионально-личностный уровень преподавателя психологии
- 60. Методика самостоятельной работы и самообразования преподавателя психологии