1. Житейские психологические знания
Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Как правило, они весьма конкретны и формируются в процессе жизни человека в результате наблюдений, самонаблюдений и размыш¬лений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний человека.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт че¬ловека, но и опыт других людей. Многократно находя подтверждение в опыте большого количества людей, знания такого рода фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность.
Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколе¬ния в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания пе¬редаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, и честь, и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Повторение — мать учения».
Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действу¬ют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба Яга, Кащей Бессмертный — в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц — в сказках о животных. Сказочные персонажи часто олицетворяют определенные психологи¬ческие типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.
Писатели собирают многие житейские наблюдения и отражают их в художест¬венных произведениях или в сборниках моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфу¬ко, Ж. Лабрюйер.
Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, также представляют большую ценность. Поэтому такой большой ин¬терес вызывают книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время пред¬принял опыт обобщения жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Эта и другие его книги написа¬ны занимательно, они содержат множество примеров, придающих эффект нагляд¬ности (типичный признак книг, написанных на основе житейской психологии). Все это делает такие книги очень привлекательными для читателей.
Особенностями знаний в сфере житейской психологии являются конкрет¬ность и практичность, делающие эти знания очень привлекательными для ис¬пользования при обучении психологии. Житейская психология всегда характери¬зует поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хотя и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенно-сти и выражаться в пословицах: «Ни радость вечная, ни печаль бесконечная», «На сердитых воду возят». Пословицы часто содержат практические советы: «В нужде не унывай, в счастье не ослабевай», «После драки кулаками не машут».
Знания в сфере житейской психологии характеризуются доступностью изло¬жения и наглядностью, что опять же привлекает преподавателей. Ясность и про¬стота изложения, обилие конкретных, образных примеров делает их убедитель¬ными для других людей. В пословицах это часто достигается за счет метафор: «Мелка река, да круты берега».
Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации делают книги Дейла Кар¬неги столь привлекательными.
Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. С одной стороны, это придает им дополнительный вес, а с дру¬гой — делает их недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки по отношению к науч¬ным психологическим знаниям. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои преимущества, особенно в ситуа¬циях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной ра¬боте. Они выделяют, например, такие типы учащихся, как «старательные», «замк¬нутые", «торопливые», «невнимательные», «медлительные», «медлительные, но выполняющие работу на высоком уровне», «слаборазвитые умственно», «способ¬ные». Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не нахо¬дит в существующей психологической литературе полезной для себя типологии личностей учащихся. Он строит ее самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференци¬руя подход к учащимся.
Однако знания этого типа характеризуются неточностью употребляемых по¬нятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми к самым разным жизненным ситуациям, порой совершенно проти¬воположным («Тише едешь — дальше будешь»).
Различные источники житейских психологических знаний, перечисленные
закономерностей, которые способствуют лучшему усвоению психологии как учеб¬ной дисциплины. Однако они должны использоваться только как иллюстрации, а не как основа, составляющая содержание курса.
Как писала Ю. Б. Гиппенрейтер, «отношения научной и житейской психоло¬гии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу» (Гиппенрейтер, 1996, с. 18). Но опорой преподавательской деятель¬ности должна быть научная и практическая психология.
Изучение психологии как науки представляет трудности (в отличие, напри¬мер, от естественных наук) с той точки зрения, что учащиеся и студенты начинают изучение учебной дисциплины с определенным багажом знаний, полученных в повседневной жизни от окружающих людей или на личном опыте. Наш язык со¬держит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психоло¬гии, но менее точны в употреблении. Например, слова «ощущение», «чувствен¬ный опыт» гораздо более многозначны и неопределенны при их употреблении в повседневной речи, чем в сфере научной психологии. Это также создает трудно¬сти при изучении научной психологии.
Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близкими или противоречащими друг другу. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем, что говорит преподаватель, или не соглашаться. Житейские психологические знания являются, с одной стороны, базой, на которой неизбежно строится система научных знаний, а с другой стороны, одним из основных барьеров, возникающих у студентов и учащихся на пути принятия научно-психологических знаний, сооб¬щаемых преподавателем. Преподаватель должен уделять особое методическое вни¬мание этому аспекту.
Рассмотрим еще одну трудность преподавания психологии. При обучении психо¬логическим знаниям, особенно в том случае, если эти знания конкретны, у людей может складываться впечатление, что преподаватель делится с ними своим жиз¬ненным опытом. Такие проблемы часто возникают, например, при чтении лекций по психологии супружеских отношений или воспитания детей. В связи с этим преподаватель должен обращать особое внимание слушателей на то, что он рас¬сказывает о знаниях, накопленных в научной и практической психологии, а не в его личном опыте.
В последние годы вследствие возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера психологии — так называемая «поп-психология», которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой культуры. Приведем типичные названия книг такого рода: «Сделай себя счастливым». «Как достичь ус¬пеха в жизни», «Сила ума», «22 типа мужчин — выбери одного», «Вредные люди», «Не давите мне на психику». При этом остается неясным, насколько обоснованны эти знания. В значительной степени они являются описанием житейских психо¬логических знаний отдельных людей, которые считают себя особенно опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно-популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от них, представ¬ляют собой популяризацию результатов научных исследований.
Преподаватель психологии не только не может брать за основу такие источни¬ки, но должен научить учащихся и студентов отличать знания психологии как науки и практики от поп-психологии.
- 5. История преподавания психоаогии в средней школе
- 2.1. Преподавание психологии в XIX веке
- 2.2. Преподавание психологии в начале XX века
- 2.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 6. История преподавания психологии в высшей школе(карандашев)
- 1.1. Преподавание психологии в XVIII—XIX веках
- 1.2. Преподавание психологии в первой половине XX века
- 1.3. Преподавание психологии во второй половине XX века
- 7. Обучение психологии в общеобразовательных школах и средних учебных заведениях (не весь)
- 8. Базовое психологическое образование(карандашев)
- 9. Преподавание психологии студентам других специальностей(карандашев)
- 10. Последипломное психологическое образование(карандашев)
- 11.Проблема обучения и развития в преподавании психологии (не весь)
- 12. Принципы обучения психологии
- 13 – 14. Психологическая культура личности и её компоненты
- 15. Конспектировать статьи (в конспекте)
- 17. Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений
- 18.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (м.Н. Скаткин, и.Я. Лернер).
- 25. Обучение психологии в средних учебных заведениях(карандашев)
- 25-26. Организация учебных занятий по психологии в средних учебных заведениях (карандашев)
- 28. Анализ моделей обучения в системе высшего образования (нет)
- 29. Современные средства обучения
- 30.Урок по психологии
- 32. Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:
- 33.Психологическая лекция в школе: содержание и методика
- 34. Особенности современной вузовской лекции
- 35 Методические основы чтения лекции
- 36 Невербальные компоненты лекции
- 37. Ошибки лектора
- 35.Методические аспекты подготовки и проведения лекций.
- 35.Методическая разработка учебной лекции
- 1.Тема лекции. Обоснование выбора темы.
- 2. Формы организации лекции.
- 3 . Содержание лекций.
- 38 . Семинарские занятия
- 39. Подготовка преподавателя к семинару
- 40. Практические занятия
- 47. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии (карандашев)
- 51. Практика студентов по психологии (карандашев)
- 53. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе
- 55. Контроль как учебное действие студента. Виды и формы контроля
- 56. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля(бадмаев)
- 57. Разработка учебного курса по психоаогии
- 9.1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
- 1. Научная психология
- 2. Практическая психология
- 1. Житейские психологические знания
- 2. Психологические знания в искусстве
- 3. Иррациональная психология
- 9.4. Технология разработки учебного курса
- 3. Постановка учебных целей
- 58. Профессионально-личностный уровень преподавателя психологии
- 60. Методика самостоятельной работы и самообразования преподавателя психологии