40. Дидактические системы
Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Системность присуща многим педагогическим объектам: учебно-воспитательному процессу школы, процессам обучения отдельным предметам, частям этих процессов, отдельным урокам, группе уроков и т. д.
Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения, или дидактической системой. Теоретические основы дидактических систем разрабатывает область педагогики, называемая дидактикой. Этот термин происходит от греческого слова дидактикос, что означает «обучающий». Предметом дидактики являются системы обучения, или дидактические системы. Дидактической называют упорядоченную систему целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Эта система функционирует во взаимной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой происходят усвоение знаний и способов действий и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Для того чтобы понять, сколько может быть дидактических систем, или типов, процесса обучения, нужно, прежде всего, рассмотреть такую характеристику процесса обучения, как целостность. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность; как совершенство всех ее компонентов и системы в целом; как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия.
Целостность процесса обучения также представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Целостными считаются системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Верно также следующее утверждение: педагогический процесс считается целостным, если он дает положительный результат.
- Мария Борисовна Кановская
- 2. Основные категории педагогики
- 3. Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
- 4. Возникновение и развитие педагогики
- 5. Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
- 6. Джон Локк, ж.-ж. Руссо, и.-г. Песталоцци
- 7. Роль к. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли России
- 8. Вклад а. С. Макаренко и в. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
- 9. Общее понятие о методах и методике педагогического исследования
- 10. Методы исследования в возрастной психологии
- 11. Методология педагогики. Уровни методологических знаний
- 12. Педагогическая антропология как комплексная наука
- 13. Методы педагогических исследований
- 14. Педагогический эксперимент
- 15. Апробация и оформление результатов исследования
- 16. Связь педагогики с другими науками
- 17. Условия психического развития детей
- 18. Движущие силы психического развития детей
- 19. Возрастная периодизация психического развития детей
- 20. Общая характеристика психического развития детей преддошкольного возраста
- 21. Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста
- Дидактика
- 22. Что такое дидактика
- 23. Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 24. Система развивающего обучения
- 25. Педагогические законы и закономерности
- 26. Педагогические принципы и правила
- 27. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- 28. Принцип систематичности и последовательности
- 29. Реализация принципа систематичности и последовательности
- 30. Принцип связи теории с практикой
- 31. Принцип прочности в овладении знаниями
- 32. Принцип доступности
- 33. Правила принципа доступности в обучении
- 34. Принцип наглядности
- 35. Словесно-образная наглядность
- 36. Реализация принципа наглядности
- 37. Принцип научности
- 38. Принцип сознательности и активности
- 39. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы
- 40. Дидактические системы
- 41. Проблемно-развивающий тип обучения
- 42. Интегративная функция процесса обучения
- 43. Содержание образования
- 44. Учет потребностей человека в образовании
- 45. Реализация проблемно-развивающего обучения
- 46. Принципы проблемно-развивающего обучения
- 47. Принцип проблемности
- 48. Реализация принципа проблемности
- 49. Условия реализации принципа проблемности
- 50. Принцип мотивации
- 51. Требования принципа мотивации
- 52. Реализация принципа мотивации
- 53. Педагогические технологии и инновации
- 54. Основные признаки педагогической технологии
- 55. Свойства педагогической технологии
- 56. Инновации и инновационные процессы в образовании
- 57. Монологический метод обучения
- 58. Показательный метод обучения
- 59. Диалогический метод
- 60. Эвристический метод
- 61. Исследовательский метод
- 62. Алгоритмический метод
- 63. Что такое форма обучения
- 64. Что такое метод обучения
- 65. Классификация методов обучения
- 66. Правила подготовки и организации урока
- 67. Системные свойства урока
- 68. Технология урока
- 69. Содержание дидактической структуры урока
- 70. Концепция и технология укрупнения дидактических единиц
- 71. Концепция и технология интерактивного обучения
- 72. Концепция и технология концентрированного обучения
- 73. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Психология воспитания
- 74. Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Обучение как категория педагогики
- 75. Основные задачи и принципы семейного воспитания
- 76. Цели образования и воспитания. Трактовка понятия «гуманизм»
- 77. Проявление общечеловеческих ценностей в воспитании
- Семейное воспитание и семейная педагогика
- 78. Типичные варианты отношений
- 79. Проблемы в отношениях родителей и детей
- 80. Причины конфликтных ситуаций в семье
- 81. Влияние атмосферы в семье на формирование личности
- 82. Воспитательные возможности сферы долга
- 83. Воспитательные возможности сферы интереса и любви
- Педагогическая деятельность
- 84. Сущность и структура педагогического процесса
- 85. Характеристика педагогической деятельности
- 86. Основные функции педагогической деятельности
- 87. Виды профессионально-педагогической деятельности
- 88. Активное слушание как культура педагогического общения
- 89. Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения
- 90. Высокая культура диалога
- 91. Коммуникативная толерантность
- 92. Субъектно-объектные отношения педагога и ребенка
- 93. Субъектно-субъектные отношения педагога и ребенка
- 94. Педагогическое мастерство
- 95. Три типа педагогов. Основные принципы новой модели педагогики
- 96. Профессиональные умения педагога
- 97. Личностные качества педагога
- 98. Социально-нравственная направленность личности педагога
- 99. Профессиональная позиция педагога
- 100. Профессиональная компетентность педагога
- 101. Педагогическое творчество
- 102. Творческая природа труда педагога
- 103. Типология творческой личности
- 104. Область проявления педагогического творчества
- 105. Средства и методы педагогического воздействия на личность
- 106. Проблемная ситуация
- 107. Методы стимулирования
- Инновационные педагогические системы
- 108. Вальдорфская педагогика
- 109. Педагогика Марии Монтессори
- 110. Игровые педагогические технологии
- 111. Технология развивающих игр б. П. Никитина
- 112. Технология проблемного обучения
- Конфликты
- 113. Понятие конфликтной ситуации в педагогике
- 114. Типы конфликтных ситуаций
- 115. Стили поведения в ситуациях разногласия
- 116. Стиль конкуренции (соперничества)
- 117. Стили уклонения (ухода) и приспособления
- 118. Стиль сотрудничества
- 119. Стиль компромисса
- 120. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями