69. Содержание дидактической структуры урока
1. Актуализация опорных знаний . Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент. Кроме того, это понятие означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта, опроса, или в виде повторного разъяснения учителя. В процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
2. Формирование новых понятий и способов действий . Важнейший элемент этого этапа – усвоение новых знаний и способов действий. Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было предъявлено на этапе актуализации; происходит процесс осознания, осмысления значения нового знания или новых способов действий. Обобщение и систематизация приводят к собственно усвоению. Учитель структурирует свою деятельность, применяя приемы преподавания, побуждения и общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением.
3. Применение – формирование умений и навыков . Развитие учащегося не сводится только к усвоению. За усвоением должна идти самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. Но самое главное – на этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Это возможно в тех случаях, когда учителем даются задания на применение знаний в незнакомой ситуации. Основное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что он не только способствует усвоению учеником знаний, но и создает условия для его общего развития.
- Мария Борисовна Кановская
- 2. Основные категории педагогики
- 3. Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
- 4. Возникновение и развитие педагогики
- 5. Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
- 6. Джон Локк, ж.-ж. Руссо, и.-г. Песталоцци
- 7. Роль к. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли России
- 8. Вклад а. С. Макаренко и в. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
- 9. Общее понятие о методах и методике педагогического исследования
- 10. Методы исследования в возрастной психологии
- 11. Методология педагогики. Уровни методологических знаний
- 12. Педагогическая антропология как комплексная наука
- 13. Методы педагогических исследований
- 14. Педагогический эксперимент
- 15. Апробация и оформление результатов исследования
- 16. Связь педагогики с другими науками
- 17. Условия психического развития детей
- 18. Движущие силы психического развития детей
- 19. Возрастная периодизация психического развития детей
- 20. Общая характеристика психического развития детей преддошкольного возраста
- 21. Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста
- Дидактика
- 22. Что такое дидактика
- 23. Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 24. Система развивающего обучения
- 25. Педагогические законы и закономерности
- 26. Педагогические принципы и правила
- 27. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- 28. Принцип систематичности и последовательности
- 29. Реализация принципа систематичности и последовательности
- 30. Принцип связи теории с практикой
- 31. Принцип прочности в овладении знаниями
- 32. Принцип доступности
- 33. Правила принципа доступности в обучении
- 34. Принцип наглядности
- 35. Словесно-образная наглядность
- 36. Реализация принципа наглядности
- 37. Принцип научности
- 38. Принцип сознательности и активности
- 39. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы
- 40. Дидактические системы
- 41. Проблемно-развивающий тип обучения
- 42. Интегративная функция процесса обучения
- 43. Содержание образования
- 44. Учет потребностей человека в образовании
- 45. Реализация проблемно-развивающего обучения
- 46. Принципы проблемно-развивающего обучения
- 47. Принцип проблемности
- 48. Реализация принципа проблемности
- 49. Условия реализации принципа проблемности
- 50. Принцип мотивации
- 51. Требования принципа мотивации
- 52. Реализация принципа мотивации
- 53. Педагогические технологии и инновации
- 54. Основные признаки педагогической технологии
- 55. Свойства педагогической технологии
- 56. Инновации и инновационные процессы в образовании
- 57. Монологический метод обучения
- 58. Показательный метод обучения
- 59. Диалогический метод
- 60. Эвристический метод
- 61. Исследовательский метод
- 62. Алгоритмический метод
- 63. Что такое форма обучения
- 64. Что такое метод обучения
- 65. Классификация методов обучения
- 66. Правила подготовки и организации урока
- 67. Системные свойства урока
- 68. Технология урока
- 69. Содержание дидактической структуры урока
- 70. Концепция и технология укрупнения дидактических единиц
- 71. Концепция и технология интерактивного обучения
- 72. Концепция и технология концентрированного обучения
- 73. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Психология воспитания
- 74. Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Обучение как категория педагогики
- 75. Основные задачи и принципы семейного воспитания
- 76. Цели образования и воспитания. Трактовка понятия «гуманизм»
- 77. Проявление общечеловеческих ценностей в воспитании
- Семейное воспитание и семейная педагогика
- 78. Типичные варианты отношений
- 79. Проблемы в отношениях родителей и детей
- 80. Причины конфликтных ситуаций в семье
- 81. Влияние атмосферы в семье на формирование личности
- 82. Воспитательные возможности сферы долга
- 83. Воспитательные возможности сферы интереса и любви
- Педагогическая деятельность
- 84. Сущность и структура педагогического процесса
- 85. Характеристика педагогической деятельности
- 86. Основные функции педагогической деятельности
- 87. Виды профессионально-педагогической деятельности
- 88. Активное слушание как культура педагогического общения
- 89. Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения
- 90. Высокая культура диалога
- 91. Коммуникативная толерантность
- 92. Субъектно-объектные отношения педагога и ребенка
- 93. Субъектно-субъектные отношения педагога и ребенка
- 94. Педагогическое мастерство
- 95. Три типа педагогов. Основные принципы новой модели педагогики
- 96. Профессиональные умения педагога
- 97. Личностные качества педагога
- 98. Социально-нравственная направленность личности педагога
- 99. Профессиональная позиция педагога
- 100. Профессиональная компетентность педагога
- 101. Педагогическое творчество
- 102. Творческая природа труда педагога
- 103. Типология творческой личности
- 104. Область проявления педагогического творчества
- 105. Средства и методы педагогического воздействия на личность
- 106. Проблемная ситуация
- 107. Методы стимулирования
- Инновационные педагогические системы
- 108. Вальдорфская педагогика
- 109. Педагогика Марии Монтессори
- 110. Игровые педагогические технологии
- 111. Технология развивающих игр б. П. Никитина
- 112. Технология проблемного обучения
- Конфликты
- 113. Понятие конфликтной ситуации в педагогике
- 114. Типы конфликтных ситуаций
- 115. Стили поведения в ситуациях разногласия
- 116. Стиль конкуренции (соперничества)
- 117. Стили уклонения (ухода) и приспособления
- 118. Стиль сотрудничества
- 119. Стиль компромисса
- 120. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями