logo

78. Типичные варианты отношений

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее заключается в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность – в том, что при всей ее важности родители и педагоги зачастую ее не замечают.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной, конфликтной ситуации. Они видят не последовательный процесс развития отношений, а внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их общения и отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникают душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Один из вариантов отношений родителей и детей – устойчивая потребность во взаимном общении. Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Родители чутко понимают мир ребенка, его возрастные запросы.