13. Методы педагогических исследований
К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы. Все эти методы достались современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.
Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.
Изучение школьной документации дает массу объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью.
Изучение ученического творчества опытному преподавателю скажет о многом. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.
Беседа также относится к традиционным методам педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.
Все вышеперечисленные традиционные методы дополняют друг друга и применяются в комплексе.
- Мария Борисовна Кановская
- 2. Основные категории педагогики
- 3. Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
- 4. Возникновение и развитие педагогики
- 5. Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
- 6. Джон Локк, ж.-ж. Руссо, и.-г. Песталоцци
- 7. Роль к. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли России
- 8. Вклад а. С. Макаренко и в. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
- 9. Общее понятие о методах и методике педагогического исследования
- 10. Методы исследования в возрастной психологии
- 11. Методология педагогики. Уровни методологических знаний
- 12. Педагогическая антропология как комплексная наука
- 13. Методы педагогических исследований
- 14. Педагогический эксперимент
- 15. Апробация и оформление результатов исследования
- 16. Связь педагогики с другими науками
- 17. Условия психического развития детей
- 18. Движущие силы психического развития детей
- 19. Возрастная периодизация психического развития детей
- 20. Общая характеристика психического развития детей преддошкольного возраста
- 21. Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста
- Дидактика
- 22. Что такое дидактика
- 23. Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 24. Система развивающего обучения
- 25. Педагогические законы и закономерности
- 26. Педагогические принципы и правила
- 27. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- 28. Принцип систематичности и последовательности
- 29. Реализация принципа систематичности и последовательности
- 30. Принцип связи теории с практикой
- 31. Принцип прочности в овладении знаниями
- 32. Принцип доступности
- 33. Правила принципа доступности в обучении
- 34. Принцип наглядности
- 35. Словесно-образная наглядность
- 36. Реализация принципа наглядности
- 37. Принцип научности
- 38. Принцип сознательности и активности
- 39. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы
- 40. Дидактические системы
- 41. Проблемно-развивающий тип обучения
- 42. Интегративная функция процесса обучения
- 43. Содержание образования
- 44. Учет потребностей человека в образовании
- 45. Реализация проблемно-развивающего обучения
- 46. Принципы проблемно-развивающего обучения
- 47. Принцип проблемности
- 48. Реализация принципа проблемности
- 49. Условия реализации принципа проблемности
- 50. Принцип мотивации
- 51. Требования принципа мотивации
- 52. Реализация принципа мотивации
- 53. Педагогические технологии и инновации
- 54. Основные признаки педагогической технологии
- 55. Свойства педагогической технологии
- 56. Инновации и инновационные процессы в образовании
- 57. Монологический метод обучения
- 58. Показательный метод обучения
- 59. Диалогический метод
- 60. Эвристический метод
- 61. Исследовательский метод
- 62. Алгоритмический метод
- 63. Что такое форма обучения
- 64. Что такое метод обучения
- 65. Классификация методов обучения
- 66. Правила подготовки и организации урока
- 67. Системные свойства урока
- 68. Технология урока
- 69. Содержание дидактической структуры урока
- 70. Концепция и технология укрупнения дидактических единиц
- 71. Концепция и технология интерактивного обучения
- 72. Концепция и технология концентрированного обучения
- 73. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Психология воспитания
- 74. Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Обучение как категория педагогики
- 75. Основные задачи и принципы семейного воспитания
- 76. Цели образования и воспитания. Трактовка понятия «гуманизм»
- 77. Проявление общечеловеческих ценностей в воспитании
- Семейное воспитание и семейная педагогика
- 78. Типичные варианты отношений
- 79. Проблемы в отношениях родителей и детей
- 80. Причины конфликтных ситуаций в семье
- 81. Влияние атмосферы в семье на формирование личности
- 82. Воспитательные возможности сферы долга
- 83. Воспитательные возможности сферы интереса и любви
- Педагогическая деятельность
- 84. Сущность и структура педагогического процесса
- 85. Характеристика педагогической деятельности
- 86. Основные функции педагогической деятельности
- 87. Виды профессионально-педагогической деятельности
- 88. Активное слушание как культура педагогического общения
- 89. Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения
- 90. Высокая культура диалога
- 91. Коммуникативная толерантность
- 92. Субъектно-объектные отношения педагога и ребенка
- 93. Субъектно-субъектные отношения педагога и ребенка
- 94. Педагогическое мастерство
- 95. Три типа педагогов. Основные принципы новой модели педагогики
- 96. Профессиональные умения педагога
- 97. Личностные качества педагога
- 98. Социально-нравственная направленность личности педагога
- 99. Профессиональная позиция педагога
- 100. Профессиональная компетентность педагога
- 101. Педагогическое творчество
- 102. Творческая природа труда педагога
- 103. Типология творческой личности
- 104. Область проявления педагогического творчества
- 105. Средства и методы педагогического воздействия на личность
- 106. Проблемная ситуация
- 107. Методы стимулирования
- Инновационные педагогические системы
- 108. Вальдорфская педагогика
- 109. Педагогика Марии Монтессори
- 110. Игровые педагогические технологии
- 111. Технология развивающих игр б. П. Никитина
- 112. Технология проблемного обучения
- Конфликты
- 113. Понятие конфликтной ситуации в педагогике
- 114. Типы конфликтных ситуаций
- 115. Стили поведения в ситуациях разногласия
- 116. Стиль конкуренции (соперничества)
- 117. Стили уклонения (ухода) и приспособления
- 118. Стиль сотрудничества
- 119. Стиль компромисса
- 120. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями