logo

19. Возрастная периодизация психического развития детей

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека:

весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;

лето (молодость) – 20–40 лет;

осень (расцвет сил) – 40–60 лет;

зиму (угасание) – 60–80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов.

Аристотель делил детство и отрочество на три стадии:

первая – от рождения до 7 лет;

вторая – от 7 до 14 лет;

третья – от 14 до 21 года.

На сегодняшний день создано множество классификаций возрастных периодов развития человека, но единой, общепринятой – не существует.

В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются 8 фаз жизненного развития человека:

первая фаза – младенчество (от рождения до 2 лет);

вторая фаза – предшкольный возраст (от 2 до 5 лет);

третья фаза – детство (от 5 до 12 лет);

четвертая фаза – юность (от 12 до 17 лет);

пятая фаза – ранняя взрослость (от 17 до 25 лет);

шестая фаза – зрелость (от 25 до 50 лет);

седьмая фаза – поздняя зрелость (от 50 до 75 лет);

восьмая фаза – старость (от 75 лет и далее).

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку.

В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются 5 циклов развития:

внутриутробный;

детство (младенчество – от рождения до 18 месяцев; дошкольное детство – от 18 месяцев до 5 лет; раннее школьное детство – от 5 лет до 11–13 лет);

юность (старшее школьное детство – от 11 до 15 лет; поздняя юность – от 15 лет до 21 года);

взрослость (ранняя взрослость – от 21 года до 25 лет; средняя взрослость – от 25 до 40 лет; поздняя взрослость – от 40 до 55 лет; предпенсионный возраст – от 55 до 65 лет);

старость (отставка – от 65 лет; старый возраст – от 70 лет; «финиш»).