88. Активное слушание как культура педагогического общения
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.
Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.
Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.
Продуктивные способы активного слушания таковы.
Перефразирование . Возвращение собеседнику его высказывания, сформулировав его своими словами. Начать можно так: «Если я вас правильно понял…», «По вашему мнению…», «Иными словами…» При «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.
Резюмирование . Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…» Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.
Развитие идеи . Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед.
Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает угроза конфликта.
- Мария Борисовна Кановская
- 2. Основные категории педагогики
- 3. Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
- 4. Возникновение и развитие педагогики
- 5. Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
- 6. Джон Локк, ж.-ж. Руссо, и.-г. Песталоцци
- 7. Роль к. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли России
- 8. Вклад а. С. Макаренко и в. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
- 9. Общее понятие о методах и методике педагогического исследования
- 10. Методы исследования в возрастной психологии
- 11. Методология педагогики. Уровни методологических знаний
- 12. Педагогическая антропология как комплексная наука
- 13. Методы педагогических исследований
- 14. Педагогический эксперимент
- 15. Апробация и оформление результатов исследования
- 16. Связь педагогики с другими науками
- 17. Условия психического развития детей
- 18. Движущие силы психического развития детей
- 19. Возрастная периодизация психического развития детей
- 20. Общая характеристика психического развития детей преддошкольного возраста
- 21. Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста
- Дидактика
- 22. Что такое дидактика
- 23. Проблемы обучения и развития и проблемы развивающего обучения
- 24. Система развивающего обучения
- 25. Педагогические законы и закономерности
- 26. Педагогические принципы и правила
- 27. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- 28. Принцип систематичности и последовательности
- 29. Реализация принципа систематичности и последовательности
- 30. Принцип связи теории с практикой
- 31. Принцип прочности в овладении знаниями
- 32. Принцип доступности
- 33. Правила принципа доступности в обучении
- 34. Принцип наглядности
- 35. Словесно-образная наглядность
- 36. Реализация принципа наглядности
- 37. Принцип научности
- 38. Принцип сознательности и активности
- 39. Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы
- 40. Дидактические системы
- 41. Проблемно-развивающий тип обучения
- 42. Интегративная функция процесса обучения
- 43. Содержание образования
- 44. Учет потребностей человека в образовании
- 45. Реализация проблемно-развивающего обучения
- 46. Принципы проблемно-развивающего обучения
- 47. Принцип проблемности
- 48. Реализация принципа проблемности
- 49. Условия реализации принципа проблемности
- 50. Принцип мотивации
- 51. Требования принципа мотивации
- 52. Реализация принципа мотивации
- 53. Педагогические технологии и инновации
- 54. Основные признаки педагогической технологии
- 55. Свойства педагогической технологии
- 56. Инновации и инновационные процессы в образовании
- 57. Монологический метод обучения
- 58. Показательный метод обучения
- 59. Диалогический метод
- 60. Эвристический метод
- 61. Исследовательский метод
- 62. Алгоритмический метод
- 63. Что такое форма обучения
- 64. Что такое метод обучения
- 65. Классификация методов обучения
- 66. Правила подготовки и организации урока
- 67. Системные свойства урока
- 68. Технология урока
- 69. Содержание дидактической структуры урока
- 70. Концепция и технология укрупнения дидактических единиц
- 71. Концепция и технология интерактивного обучения
- 72. Концепция и технология концентрированного обучения
- 73. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
- Психология воспитания
- 74. Понятие «воспитание» в широком и узком значении. Обучение как категория педагогики
- 75. Основные задачи и принципы семейного воспитания
- 76. Цели образования и воспитания. Трактовка понятия «гуманизм»
- 77. Проявление общечеловеческих ценностей в воспитании
- Семейное воспитание и семейная педагогика
- 78. Типичные варианты отношений
- 79. Проблемы в отношениях родителей и детей
- 80. Причины конфликтных ситуаций в семье
- 81. Влияние атмосферы в семье на формирование личности
- 82. Воспитательные возможности сферы долга
- 83. Воспитательные возможности сферы интереса и любви
- Педагогическая деятельность
- 84. Сущность и структура педагогического процесса
- 85. Характеристика педагогической деятельности
- 86. Основные функции педагогической деятельности
- 87. Виды профессионально-педагогической деятельности
- 88. Активное слушание как культура педагогического общения
- 89. Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения
- 90. Высокая культура диалога
- 91. Коммуникативная толерантность
- 92. Субъектно-объектные отношения педагога и ребенка
- 93. Субъектно-субъектные отношения педагога и ребенка
- 94. Педагогическое мастерство
- 95. Три типа педагогов. Основные принципы новой модели педагогики
- 96. Профессиональные умения педагога
- 97. Личностные качества педагога
- 98. Социально-нравственная направленность личности педагога
- 99. Профессиональная позиция педагога
- 100. Профессиональная компетентность педагога
- 101. Педагогическое творчество
- 102. Творческая природа труда педагога
- 103. Типология творческой личности
- 104. Область проявления педагогического творчества
- 105. Средства и методы педагогического воздействия на личность
- 106. Проблемная ситуация
- 107. Методы стимулирования
- Инновационные педагогические системы
- 108. Вальдорфская педагогика
- 109. Педагогика Марии Монтессори
- 110. Игровые педагогические технологии
- 111. Технология развивающих игр б. П. Никитина
- 112. Технология проблемного обучения
- Конфликты
- 113. Понятие конфликтной ситуации в педагогике
- 114. Типы конфликтных ситуаций
- 115. Стили поведения в ситуациях разногласия
- 116. Стиль конкуренции (соперничества)
- 117. Стили уклонения (ухода) и приспособления
- 118. Стиль сотрудничества
- 119. Стиль компромисса
- 120. Общий подход к управлению конфликтными ситуациями