27.Новообразования старшего школьного возраста.
Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:
1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;
2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;
3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;
4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;
5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;
6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это
имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;
7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;
8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.
- Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»
- 1.Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности анатомо-физиологического развития младших школьников.
- 2.Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет.
- 3.Общая характеристика личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте.
- 4.Особенности познавательных процессов младших школьников.
- 5.Ведущая деятельность младшего школьного возраста.
- 6.Проблема психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Виды и характер психологической помощи младшим школьникам.
- 7.Новообразования младшего школьного возраста.
- 8.Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Готовность к обучению в средней школе. Виды и диагностика готовности .
- 9. Общая характеристика подросткового возраста. Теории подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца.
- 10.Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.
- 11..Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
- 12.Социальная ситуация развития подростка. Взаимоотношения взрослого и подростка.
- 13.Ведущая деятельность подростка.
- 14.Новообразования подросткового возраста и их характеристика.
- 15.Учебная деятельность подростка: причины снижения успеваемости.
- 16.Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.
- 17.Роль нового типа общения в подростковом возрасте в формировании самосознания и самооценки. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.
- 18.Дружба у подростков. Ориентация на нормы коллективной жизни.
- 19.Трудности взаимоотношения со взрослыми.
- 20.Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и память.
- 21.Подростки "группы риска".
- 22.Акцентуации характера в подростковом возрасте.
- Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко:
- 1.Гипертимный тип
- 2. Циклоидный тип
- 3. Лабильный тип
- 4. Астено-невротический тип
- 5. Сензитивный тип
- 6. Психастенический тип
- 7. Шизоидный тип
- 8. Эпилептоидный тип
- 9.Истероидный тип
- 10. Неустойчивый тип
- 11.Конформный тип
- 12. Смешанные типы
- 23.Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).
- 24.Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
- 25.Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни".
- 26.Ухаживание и любовь, подготовка к браку и ранние браки как способ самоутверждения во взрослой жизни.
- 27.Новообразования старшего школьного возраста.
- 28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
- 29.Система профессиональной ориентации.
- 30.Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте.
- 31.Юноши и девушки "группы риска".
- 32.Понятие об акмеологии. Различные подходы к определению периода взрослости. Общая характеристика периода зрелости.
- 33.Общая характеристика ранней взрослости. Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы возраста.
- 34.Особенности студенческого возраста.
- 35.Особенности переходного возраста. Кризис 30 лет.
- 36.Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни». Присущие данному возрасту личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов.
- 37.Зрелость как вершина жизненного пути личности.
- 38.Возможности обучения в зрелых возрастах.
- 39.Причины проявления очередного кризиса (50-55 лет).
- 40.Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 41.Периодизация старения и роль личностного фактора в процессе старения.
- 42.Отношение к старости. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Типы пожилых людей.
- 43.Старость и одиночество. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
- 44.Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.
- 45.Эмоциональная и творческая жизнь людей пожилого и старческого возраста. Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.
- 46.Старики в семьях и домах-интернатах. Психические отклонения в старческом возрасте.