25.Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни".
Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии.
Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы).
Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.
Социальные притязания школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т.п.). Большую роль играет профориентационная работа в школе. Специалисты подчеркивают, что профессиональная ориентация детей (как сложная психологическая проблема) должна органически связываться с их жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Наиболее важно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный путь человека; ознакомить с условиями труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек — благоприятные условия труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной профориентационной информации и консультации (школьная программа этих знаний не обеспечивает, и подавляющее их большинство выбирает профессию стихийно). Квалифицированная профессиональная ориентация школьников может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом.
- Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»
- 1.Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности анатомо-физиологического развития младших школьников.
- 2.Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет.
- 3.Общая характеристика личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте.
- 4.Особенности познавательных процессов младших школьников.
- 5.Ведущая деятельность младшего школьного возраста.
- 6.Проблема психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Виды и характер психологической помощи младшим школьникам.
- 7.Новообразования младшего школьного возраста.
- 8.Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Готовность к обучению в средней школе. Виды и диагностика готовности .
- 9. Общая характеристика подросткового возраста. Теории подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца.
- 10.Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.
- 11..Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
- 12.Социальная ситуация развития подростка. Взаимоотношения взрослого и подростка.
- 13.Ведущая деятельность подростка.
- 14.Новообразования подросткового возраста и их характеристика.
- 15.Учебная деятельность подростка: причины снижения успеваемости.
- 16.Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.
- 17.Роль нового типа общения в подростковом возрасте в формировании самосознания и самооценки. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.
- 18.Дружба у подростков. Ориентация на нормы коллективной жизни.
- 19.Трудности взаимоотношения со взрослыми.
- 20.Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и память.
- 21.Подростки "группы риска".
- 22.Акцентуации характера в подростковом возрасте.
- Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко:
- 1.Гипертимный тип
- 2. Циклоидный тип
- 3. Лабильный тип
- 4. Астено-невротический тип
- 5. Сензитивный тип
- 6. Психастенический тип
- 7. Шизоидный тип
- 8. Эпилептоидный тип
- 9.Истероидный тип
- 10. Неустойчивый тип
- 11.Конформный тип
- 12. Смешанные типы
- 23.Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).
- 24.Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
- 25.Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни".
- 26.Ухаживание и любовь, подготовка к браку и ранние браки как способ самоутверждения во взрослой жизни.
- 27.Новообразования старшего школьного возраста.
- 28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
- 29.Система профессиональной ориентации.
- 30.Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте.
- 31.Юноши и девушки "группы риска".
- 32.Понятие об акмеологии. Различные подходы к определению периода взрослости. Общая характеристика периода зрелости.
- 33.Общая характеристика ранней взрослости. Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы возраста.
- 34.Особенности студенческого возраста.
- 35.Особенности переходного возраста. Кризис 30 лет.
- 36.Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни». Присущие данному возрасту личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов.
- 37.Зрелость как вершина жизненного пути личности.
- 38.Возможности обучения в зрелых возрастах.
- 39.Причины проявления очередного кризиса (50-55 лет).
- 40.Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 41.Периодизация старения и роль личностного фактора в процессе старения.
- 42.Отношение к старости. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Типы пожилых людей.
- 43.Старость и одиночество. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
- 44.Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.
- 45.Эмоциональная и творческая жизнь людей пожилого и старческого возраста. Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.
- 46.Старики в семьях и домах-интернатах. Психические отклонения в старческом возрасте.