5. Сензитивный тип
С детства проявляется пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми.
Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны.
Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней, суетой и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.
Реакция эмансипации у сенситивных людей бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест.
Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Сверстники ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. В себе же видится множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.
Чувство собственной неполноценности у сенситивных людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и 'даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской "все нипочем" оказываются жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.
Они подчеркивают, что не склонны ни легко ссориться, ни быстро мириться. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят сделать это. Чаще всего этими проблемами являются отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес, к деньгам, к спиртным напиткам. Видимо, все это бывает связано окрашенными эмоциями, затаенными переживаниями. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки отказ предпочитают неправде. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.
- Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология»
- 1.Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности анатомо-физиологического развития младших школьников.
- 2.Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет.
- 3.Общая характеристика личности младшего школьника. Роль самооценки в младшем школьном возрасте.
- 4.Особенности познавательных процессов младших школьников.
- 5.Ведущая деятельность младшего школьного возраста.
- 6.Проблема психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте. Виды и характер психологической помощи младшим школьникам.
- 7.Новообразования младшего школьного возраста.
- 8.Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Готовность к обучению в средней школе. Виды и диагностика готовности .
- 9. Общая характеристика подросткового возраста. Теории подросткового возраста. Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца.
- 10.Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Взгляды психологов на причины кризиса подросткового возраста.
- 11..Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
- 12.Социальная ситуация развития подростка. Взаимоотношения взрослого и подростка.
- 13.Ведущая деятельность подростка.
- 14.Новообразования подросткового возраста и их характеристика.
- 15.Учебная деятельность подростка: причины снижения успеваемости.
- 16.Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости.
- 17.Роль нового типа общения в подростковом возрасте в формировании самосознания и самооценки. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.
- 18.Дружба у подростков. Ориентация на нормы коллективной жизни.
- 19.Трудности взаимоотношения со взрослыми.
- 20.Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и память.
- 21.Подростки "группы риска".
- 22.Акцентуации характера в подростковом возрасте.
- Классификация акцентуаций характера по а.Е. Личко:
- 1.Гипертимный тип
- 2. Циклоидный тип
- 3. Лабильный тип
- 4. Астено-невротический тип
- 5. Сензитивный тип
- 6. Психастенический тип
- 7. Шизоидный тип
- 8. Эпилептоидный тип
- 9.Истероидный тип
- 10. Неустойчивый тип
- 11.Конформный тип
- 12. Смешанные типы
- 23.Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).
- 24.Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
- 25.Социальная ситуация развития старшего школьника, "порог взрослой жизни".
- 26.Ухаживание и любовь, подготовка к браку и ранние браки как способ самоутверждения во взрослой жизни.
- 27.Новообразования старшего школьного возраста.
- 28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
- 29.Система профессиональной ориентации.
- 30.Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте.
- 31.Юноши и девушки "группы риска".
- 32.Понятие об акмеологии. Различные подходы к определению периода взрослости. Общая характеристика периода зрелости.
- 33.Общая характеристика ранней взрослости. Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы возраста.
- 34.Особенности студенческого возраста.
- 35.Особенности переходного возраста. Кризис 30 лет.
- 36.Переход к зрелости (около 40) как "взрыв в середине жизни». Присущие данному возрасту личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов.
- 37.Зрелость как вершина жизненного пути личности.
- 38.Возможности обучения в зрелых возрастах.
- 39.Причины проявления очередного кризиса (50-55 лет).
- 40.Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
- 41.Периодизация старения и роль личностного фактора в процессе старения.
- 42.Отношение к старости. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Типы пожилых людей.
- 43.Старость и одиночество. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте.
- 44.Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.
- 45.Эмоциональная и творческая жизнь людей пожилого и старческого возраста. Система ценностей у престарелых людей и ее влияние на социальную адаптацию.
- 46.Старики в семьях и домах-интернатах. Психические отклонения в старческом возрасте.