logo
Ответы к экзамену по курсу

38.Возможности обучения в зрелых возрастах.

Обучение взрослых как современная проблема

Обучение взрослых — современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных навыков и необходимостью приобретения новых.

В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение все более принимает форму самообразования.

Поэтому преподавателю взрослых так необходимо владеть спецификой обучения и самообучения взрослых обучающихся, учитывать их особенности.

Другим важнейшим вопросом в обучении взрослых является понимание того, кого мы можем считать взрослым человеком.

И, наконец, в отечественной педагогической литературе на сегодняшний день отсутствует единая точка зрения по проблеме возможностей взрослого человека к обучению.

Определение специфики и понятия "взрослого обучающегося" в работах отечественных исследователей

Взрослый обучающийся – человек, обладающий пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся:

1) он осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег;

3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;

4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

М.Т. Громкова приводит следующее определение «взрослому учащемуся»: «Взрослый учащийся» – лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда.

Зарубежные исследования "взрослого обучающегося"

С начала 1980-х гг. за рубежом были проведены многочисленные исследования с целью изучения «взрослого учащегося/обучающегося».

До тех пор считали, что когда человеческие существа достигают биологической зрелости, они оказываются на «плато» (plateua), на котором они остаются в течение нескольких лет, прежде чем начинают стареть. Ещё в 1928 г. Э. Торндайк заключил, что способность учиться растет до двадцати лет, а затем, возможно, после стабильного периода продолжительностью в несколько лет, медленно угасает.

Однако в настоящее время данный аргумент подвергается серьёзной критике.

П. Аллман суммировала некоторые научные открытия, сделанные к 1982 году. Она записала высказывание Хорна о существовании двух форм интеллекта.

Первая, «текучая» (fluid), вырастает из биологической основы.

Вторая, «кристаллическая» (crystallized), способна к росту на протяжении большей части жизни, поскольку на нее влияют социальные процессы, которые переживает индивид

В той же статье Аллман указала на гипотезу «разрыва непрерывности» (‘discontinuity hypothesis’) Биррана. В ней говорится, что «биологическая основа прекращает оказывать основное влияние на поведение после того, как достигается физическая зрелость, и до тех пор, пока биологическая основа не вступит в гипотетическую критическую зону патологии, она не достигнет снова превосходства своего влияния».

Опираясь на данные исследований, Аллман сделала вывод о том, что поскольку «взрослость» не является конечным продуктом детства и юности, образование на протяжении всей жизни становится средством, способствующим будущему развитию взрослых.

То есть, другими словами, мы продолжаем творить свою биографию и личность на протяжении большей части жизни, заключает исследовательница.