logo
госы 2 часть

62.Характеристика познавательной сферы детей со сложными нарушениями в развитии, диагностика и коррекция познавательной сферы.

По различным данным отечественных и зарубежных специалистов, в настоящее время 25—30% дошкольников с нарушениями слуха могут быть отнесены к детям со сложными нарушениями в развитии, имеющим два и более органических нарушения. Наиболее часто встречаются у дошкольников, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, сочетания снижения слуха с первичной задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, локальными речевыми нарушениями.

Психическое развитие детей со сложными нарушениями по сравнению с неслышащими и тугоухими детьми без комплексных нарушений происходит замедленно, наблюдается отставание в развитии познавательных процессов, формировании детских видов деятельности, медленно развивается речь. У многих детей отмечаются нарушения поведения, значительно осложняющие проведение коррекционно-воспитательной работы. Обучение данной категории детей по программам, рассчитанным на работу со слабослышащими детьми без дополнительных нарушений, оказывается недостаточно эффективным, так как дети с комплексными нарушениями имеют иной исходный уровень развития и другие темпы развития в процессе коррекционного обучения.

У глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития отмечается отставание в формировании разных видов детской деятельности. К четырем-пяти годам формируется предметная деятельность, для большинства детей данной категории характерен низкий уровень игровой деятельности: манипулирование, воспроизведение стереотипных игровых действий. Попытки самостоятельного рисования выражаются в основном в повторении изображений знакомых предметов по подражанию взрослому.

Особые трудности отмечаются у глухих и слабослышащих детей с ЗПР в овладении речью. Несмотря на то, что дети обучаются в детском саду два-три года, к старшему дошкольному возрасту они владеют лишь некоторыми словами, обозначающими часто используемые предметы. В их словаре мало глаголов, что не дает возможности построения предложений, использования фразовой речи. В устной речи дети воспроизводят в основном звукои слогосочетания, подкрепляя их естественными жестами и указаниями на предметы.

У слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха имеется небольшой запас названий предметов и действий, однако по собственной инициативе они ими почти не пользуются. Дети не выражают интереса к общению, а в случае проявления инициативы со стороны взрослого стараются избежать длительного речевого контакта. Особенностью речевого развития детей данной группы являются значительные трудности в овладении письменной формой речи. Слова, зафиксированные печатным шрифтом на табличках, не соотносятся с предметами или их изображениями. Отмечается очень низкий уровень словесной памяти, даже многократное повторение и уточнение значений письменных слов не приводит к их запоминанию.

В психическом развитии детей со сложной структурой нарушений развития зафиксированы значительные индивидуальные различия, обусловленные выраженностью интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых отклонений.