3.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших, наглядно-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2—3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему имеющемуся на плоскости углублению («почтовый ящик»), и т.п.
Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия. Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще большие трудности. Они не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.
Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Многие из них, по существу несложные, оказываются недоступными даже тем детям, которые два-три года посещали специальный детский сад. Если некоторые задания детьми выполняются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания.
Работа над развитием всех форм мышления умственно отсталых дошкольников — одно из основных направлений коррекционной работы и является важнейшим фактором, способствующим продвижению детей в плане познавательной деятельности.
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.
Долгое время звучащая речь слабо интересует умственно отсталых дошкольников. Они недостаточно прислушиваются к ней и, как правило, начинают пытаться говорить с большим запаздыванием. Многие умственно отсталые дошкольники произносят первые слова в 2—3 года или даже в 5 лет.
Фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения оказывается сформированным далеко не полностью. К этому времени дошкольники хоть и с трудом, но пользуются речевым общением. Их затрудняет участие в беседе.. Направленность на речевое общение с окружающими у умственно отсталых дошкольников снижена. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея предложением, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный им вопрос. Наблюдается такая закономерность: чем в большей мере выражено у ребенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются у него отклонения в различных видах познавательной деятельности. Так, не умея назвать увиденный предмет или его изображение, умственно отсталый дошкольник быстро забывает воспринятое.
- Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- 3.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- 4.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе дошкольного детства.
- 5.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 6.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 7.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 8.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с умственной отсталостью.
- 9.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с умственной отсталостью на этапе школьного детства.
- 10.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 11.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 12.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 13. Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства.
- 14.Психологическая готовность к обучению в школе, её диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития.
- 15.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 16.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 17.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 18.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с задержкой психического развития.
- 19.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с задержкой психического развития на этапе школьного детства.
- 20.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 21.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 22.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 23.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе дошкольного детства.
- 24.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе школьного детства.
- 25.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе школьного детства.
- 26.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями речи на этапе школьного детства.
- 27.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями речи.
- 29.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 30. Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 31.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 32.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного детства.
- 33.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 34.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 35.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 36.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями слуха.
- 37.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями слуха на этапе школьного детства.
- 38.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 39.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 40.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 41.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями зрения.
- 42.Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе дошкольного детства.
- 43.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 44.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 45.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 46.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями зрения.
- 47. Характеристика общения и деятельности (учебная деятельность), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями зрения на этапе школьного детства.
- 48.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 49.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 50.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 51.Характеристика общения и деятельности (игра), их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе дошкольного детства.
- 52.Характеристика ощущений и восприятия, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе школьного детства.
- 53.Характеристика памяти и внимания, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе школьного детства.
- 54.Характеристика мышления и речи, их диагностика и коррекция у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе школьного детства.
- 55.Характеристика личности, диагностика и коррекция ее основных компонентов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 57.Характеристика двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, её коррекция.
- 58.Направления психологической работы с аутичными детьми I группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 59. Направления психологической работы с аутичными детьми II группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 60.Направления психологической работы с аутичными детьми III группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 61.Направления психологической работы с аутичными детьми IV группы по классификации к.С.Лебединской и о.С.Никольской.
- 62.Характеристика познавательной сферы детей со сложными нарушениями в развитии, диагностика и коррекция познавательной сферы.
- 63.Характеристика личности, взаимодействия и поведения детей со сложными нарушениями в развитии, диагностика и коррекция.