logo
02_04_2014 (1)

1.1. Особенности взаимодействия детского сада и семьи

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с., с. 52].

Одна из базовых идей Российского ДО – семья как важнейший институт воспитания, фактор развития и образования ребенка-дошкольника.

ФГОС ДО утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является – партнерство с семьей.

ФГОС ДО решает ряд задач, среди которых – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В качестве психолого-педагогических условий успешной реализации основной общеобразовательной программы рассматривают поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». [Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.]

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству. [Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.]

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

По мнению Данилиной Т.А, Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. эффективное взаимодействие педагога с родителями может быть реализовано в несколько этапов.

Этапы работы с родителями:

Первый этап работы с родителями - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями. [Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» 2004]

По мнению Я.Л. Коломенского, главная цель подготовки воспитателя к работе с родителями должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога-«дошкольника» и, в частности, развитии коммуникативных умений воспитателей, необходимых ему для педагогического общения как с родителями, так с детьми и коллегами. Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, родителям, своим коллегам, независимо от их личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения. Овладение воспитателями детского сада навыками общения (коммуникативными умениями) помогает преодолеть психологический барьер, возникающий в отношениях между педагогами и родителями. Воспитатели могут грамотно строить коммуникативное пространство, эффективность которого зависит от того, насколько удается воздействовать на мнения, взгляды, поведение родителей, бабушек и дедушек [Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. – М.: Изд. Речь, 2007. – 240с.].

Готовясь к сотрудничеству с семьей необходимо также четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию и индивидуальности самих воспитателей, которые будут оказывать помощь в проведении работы с родителями. Поэтому на этом этапе продумываются (моделируются) содержание и формы работы с родителями в дошкольном учреждении, проводится экспресс-опрос родителей с целью изучения их потребностей. Анализ результатов опроса является основанием для содержательного планирования работы с родителями.

Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить. Достигается это, во-первых, тем, что вводятся личностные аспекты во взаимодействие с ними. Во-вторых, основой этого сотрудничества является улучшение взаимоотношений и между родителями и ребенком путем формирования у родителей положительного образа ребенка, который оказывает влияние на их педагогическую позицию.

Оправданность второго этапа определяется, во-первых, тем, что часто в повседневном общении родители, упускают из вида положительные черты личности ребенка, фиксируясь на негативных проявлениях в его поведении. Отсюда «хорошее поведение» ребенка воспринимается родителями как само собой разумеющееся и не получает подкрепления, в то время как «плохое поведение» подвергается массированному отрицательному воздействию со стороны родителей, что негативно сказывается на развитии его личности и взаимоотношениях в системе «родитель-ребенок». Во-вторых, большинство родителей субъективно положительно оценивают своего ребенка, в то же время, объективно эти оценки имеют отрицательный характер. Отрицательная оценка родителями своего ребенка рассматривается ими как стимул его личностного роста. На самом же деле, следствием этого становится нарушение взаимоотношений между ребенком и «значимыми взрослыми», формирование у дошкольника неуверенности в свои силы и возможности, несамостоятельности.

В-третьих, говоря родителям о положительном, в их ребенке, воспитатели опосредованно убеждают их в том, что они, точно так же, как и родители, любят ребенка и заинтересованы в его хорошем воспитании, что вызывает у родителей ответное чувство симпатии, уважения и готовность к сотрудничеству. Во время утреннего приема и вечером, когда родители забирают детей из детского сада, воспитатели имеют возможность беседовать с родителями. Доброжелательный тон разговора, заинтересованность воспитателей судьбой и проблемами, волнующими родителей и детей, найдут отклик у родителей, и это выразится в более внимательном отношении участников взаимодействия друг к другу.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье и т.п. На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, работающего с их детьми, начинают верить в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество. Осуществляется эта работа в индивидуально форме во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.

Второй и третий этапы условно считаются пропедевтическими - этапами формирования у родителей готовности к деловому сотрудничеству.

Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающие взаимопониманию, судейская позиция здесь неуместна. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя). Реализовываться эта работа может двумя путями:

1) фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставятся общие задачи и применяются общие методы;

2) индивидуальная работа с родителями и детьми.

По мнению островской Л.Ф., к новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

В нашем исследовании мы будем изучать эмоциональную, когнитивную и коммуникативную составляющие.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

Высокий уровень подготовленности у родителей – совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии».

Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой – от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя. Эту проблема широко исследована в работах Л.Ф. Островской. Она дополнила традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) деловыми играми. По ее убеждению, в откровенных разговорах с родителями очень важен педагогический такт, это способствует доверительному отношению в общении с каждой конкретной семьей [Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада].

Л.В. Загик, Г.Н. Година, Н.Ф. Виноградова определили организованные формы образования родителей и подразделили их на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Ведущая роль при этом принадлежит заведующей детским садом, так как в ее обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.

Таблица 1.Формы работы с родителями

Вид

Формы работы

традиционные

современные

Групповые

• общие и групповые родительские собрания

• конференции

• консультации

• беседы

• семинары

• родительский комитет

• совместные праздники и развлечения

• совместное благоустройство ДОУ и территории

• конкурсы совместного творчества детей и взрослых

• вечер вопросов и ответов

семейные клубы

• консультации в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», видеолектория

• работа творческих групп родителей, творческие отчёты по организации различных видов деятельности

• психологические тренинги, тестирование

• кружки, клубы по интересам

• школа для родителей

• дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий

• семейные творческие конкурсы (турниры знатоков, КВН, викторины, спектакли)

• экологические акции

• трудовой десант по благоустройству и озеленению территории

• день добрых дел

• месячники по различным темам

• телефон доверия, информационные корзины, почтовые ящики

• творческие посиделки

педагогические гостиные

Индивидуальные

  • посещение семьи

  • беседы

  • консультации

  • индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей

  • анкетирование

  • индивидуальная переписка

  • обобщение семейного опыта

  • копилка творческих идей

  • психологические консультации (в т.ч. семейное консультирование)

  • тренинги детско-родительских отношений

  • индивидуальное тестирование, анкетирование

  • семейные проекты (совместная деятельность детей и взрослых)

Наглядные

  • уголки для родителей

  • информационные стенды

  • тематические выставки

  • папки-раскладушки

  • папки-передвижки

  • памятки, рекомендации

  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий

  • визитная карточка ДОУ и группы

  • рекламные буклеты

  • презентация группы или какого-либо вида детской деятельности

  • выпуск газеты, семейного журнала

  • видеофильмы обучающего, познавательного характера, из жизни детей

  • творческие выставки, вернисажи

  • фотовыставки, тематические фотоальбомы

  • библиотеки литературы, периодических изданий, видео- и фонотеки

  • альбом-эстафета (передается из рук в руки и заполняется родителями)

  • ведение книги добрых дел

Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов; заседания «круглого стола»; совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения; устные журналы; выставки совместных работ родителей и детей; «Дни открытых дверей»; школы для родителей, работающие по их желанию; родительские конференции; семейные (или домашние) педсоветы, которые проводятся у родителей дома. [Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт- Петербург 2011 г.]

Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации; посещения на дому; приобщение родителей к жизни детского сада (организационно-хозяйственная помощь родителей воспитателю).

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.]

Несовпадение взаимных ожиданий родителей и коллектива ДОУ, недоверие и непонимание между семьей и дошкольным образовательным заведением, трудности выбора оптимальных форм взаимодействия - это сложности, которые часто возникают в сотрудничестве ДОУ и семьи. Разработка и внедрение системы активного включения родителей в жизнь ДОУ является наилучшим методом решения сложностей взаимодействия.

Воспитание, развитие и образование детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Ведь именно родители закладывают фундамент к формированию характера ребенка, его особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, уровня социализации ребенка. Главной задачей педагогического коллектива привлечь родителя к сотрудничеству, для эффективного их взаимодействия, с целью решения главных задач воспитания и развития ребенка.

На современном этапе развития системы дошкольного образования, в работе с семьей у педагога ДОУ остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная, тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями, укрепляющая взаимодействие ДОУ и семьи в плане гармоничного развития личности ребенка. [Далинина, Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание, 2005. - № 1. с. 24-39.]