Введение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с., с. 28].
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем [Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».]
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. [Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.] Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Необходимо стремиться к тому, чтоб родители были не зрителями и наблюдателями, а активными участники в жизни своего ребёнка.
Поэтому так важно в настоящее время повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и выстраивать эффективные, доброжелательные и этичные взаимоотношения между детским садом и семьями.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать условия развития взаимодействия детского сада и родителей посредством семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей.
Объект исследования: организация взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия организации семейного консультирования для родителей детей раннего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: семейное консультирование в ДОУ как форма повышения педагогической культуры родителей детей раннего дошкольного возраста будет эффективно при условии целенаправленной системной работы педагога с родителями, создания комфортной психологической атмосферы для родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении, учета индивидуальных особенностей и проблем каждой семьи;
Задачи исследования:
1) изучение и анализ теоретической и специальной литературы о исследуемой проблеме;
2) выявление сущности понятия «семейное консультирование»;
3) изучение форм семейного консультирования родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Этапы исследования:
Теоретический анализ педагогической, психологической, научно методической литературы.
Проведение констатирующего эксперимента.
Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей посредством семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста.
Описание и оформление результатов исследования.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ №… -ского района Санкт-Петербурга.
- Тема: Семейное консультирование в доу
- Как форма повышения педагогической культуры родителей
- Детей раннего дошкольного возраста.
- Содержание
- Введение
- 1.1. Особенности взаимодействия детского сада и семьи
- 1.2. Характеристика форм повышения педагогической культуры родителей
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Особенности организации семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста
- 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
- Выводы по 2 главе
- Литература