2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента стало изучение особенностей организации семейного консультирования педагогом родителей детей раннего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
Выяснить мнение родителей и воспитателей по вопросу адаптации детей третьего года жизни к условиям детского сада;
Выяснить мнение родителей и воспитателей по вопросам востребованности семейных консультаций для повышения педагогической культуры родителей;
Выявить особенности взаимодействия педагогов с родителями в рамках семейного консультирования.
На подготовительном этапе исследования, нами была проведена беседа с родителями, целью которой было получение их согласия на участие в исследовании. Далее, мы разработали анкеты для воспитателей и родителей, давших согласие на участие, с целью выяснения их представлений, знаний и отношения к вопросам, касающихся повышения педагогической культуры, знаний возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста, взглядов на единство требований в воспитательном процессе в детском саду и в семье. Также, нами была сформирована выборка исследования.
На основном этапе исследования, мы произвели анкетирование родителей и педагогов, обработали полученные результаты. На заключительном этапе исследования, нами были проанализированы полученные данные и сделан вывод об особенностях взаимодействия педагога с родителями в рамках семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей.
Исследование проводилось на базе ГБДОУ №… -ского района г. Санкт-Петербурга, среди родителей детей группы раннего возраста, в феврале 2014 г.
Выборку исследования составили 22 родителей из которых 15 матерей и 7 отцов детей-воспитанников группы раннего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Анализ годового плана работы воспитателя;
Анкетирование воспитателей;
Анкетирование родителей;
Наблюдение за взаимодействием педагогов с родителями;
В нашем исследовании, мы использовали следующие методы исследования:
1. Для анализа плана работы воспитателя мы использовали следующие критерии:
Наличие специально продуманной работы с родителями на этапе адаптации ребенка к детскому саду;
Разнообразие мероприятий для родителей – групповые и индивидуальные консультации, семинары, родительские собрания и т.п.;
Оптимальность выбора мероприятий;
Направленность на пап, мам, бабушек и т.д.;
Достаточность проводимых мероприятий.
2. Анкета для воспитателей включает в себя 15 вопросов, направленных на выявление знаний педагога об особенностях адаптации детей 3-го года жизни, а также на выявление особенностей адаптации детей его группы, его взаимодействия в этот период с детьми и родителями. Анкета также позволяет понять какие трудности испытывает педагог, в какой помощи нуждается. Анкета состоит из 15 вопросов, предусматривающих развернутые ответы.
Обработка и интерпретация происходит при использовании качественного анализа. Вопросы анкеты представлены в приложении 1.
3. Аналогично составлена и анкета для родителей, выявляющая особенности адаптации уже конкретного ребенка, а также особенности взаимодействия педагога с родителями, удовлетворенность родителей воспитателем, его отношением к детям. Вопросы анкеты представлены в приложении 1.
Анкета состоит из 13 вопросов, предусматривающих развернутые ответы. Обработка и интерпретация происходит при использовании качественного анализа.
4. Наблюдение за взаимодействием педагога с родителями. Для фиксации данных были выделены критерии для наблюдения за взаимодействием педагога с родителями:
Наличие предварительной работы, предшествующей посещению детского сада (разнообразные мероприятия, оптимальность выбора мероприятий, направленность на мам, пап, бабушек и т.д.);
Наличие просветительской работы в общении с родителями;
Наличие у педагогов навыков общения (приветливость, педагогический такт, способность поддерживать беседы, умение грамотно ответить на вопросы интересующие родителей);
Уровень инициативности педагога в общении с родителями (готов ли педагог ответить на все вопросы родителей, предлагает ли при беседе почитать педагогическую литературу, предоставить информацию по интересующему вопросу – статьи, интернет-ресурсы и т.п.)
Уровень заинтересованности педагога в общении с родителями. (Приложение 2).
Наблюдение за взаимодействием педагога с родителями было проведено в течение трех недель в вечернее время, когда родители забирают детей домой.
Констатирующий эксперимент включал в себя 2 серии: 1 серия – наблюдение, беседа и анкетирование родителей и педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада.
Рисунок 1.
Методы исследования адаптации ребенка к детскому саду:
Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Среди всех методов наиболее востребованы и доступны для применения методы диагностирования подготовленности детей к дошкольному учреждению, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печора К.Л., которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка. При этом используется метод анкетирования родителей и метод математической статистики и корреляционных зависимостей.
Таблица 1
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
№ п/п | Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
1 | Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | 3 2 1 |
2 | Как засыпает Ваш ребенок? | Быстро за 10 минут Медленно | 3 1 |
3 | Что Вы делаете чтобы ребенок заснул? | Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. | 3 1 |
4 | Какова длительность сна ребенка? | Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен | 3 2 1 |
5 | Какой аппетит у Вашего малыша? | Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | 3 2 1 |
6 | Просится ли на горшок? | Просится Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый | 3 2 1 |
7 | Как относится к высаживанию на горшок? | Положительно Отрицательно | 3 1 |
8 | Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) | Нет Есть (указать какие именно) | 3 1 |
9 | Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? | Проявляет всегда Проявляет только в привычной обстановке | 3 2 |
10 | Проявляет ли активность, интерес при обучении? | Проявляет Недостаточно Не проявляет | 3 2 1 |
11 | Инициативен ли в игре? | Способен сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть | 3 2 1 |
12 | Инициативен ли в отношениях с взрослыми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми | 3
2 1 |
13 | Инициативен ли в отношениях с детьми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми | 3 2 1 |
14 | Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? | Нет Да | 1 2 |
15 | Как он перенес разлуку ? | Очень тяжело Спокойно | 1 3 |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. (Приложение 3)
2 серия: организация работы с родителями по адаптации: разработка
- Тема: Семейное консультирование в доу
- Как форма повышения педагогической культуры родителей
- Детей раннего дошкольного возраста.
- Содержание
- Введение
- 1.1. Особенности взаимодействия детского сада и семьи
- 1.2. Характеристика форм повышения педагогической культуры родителей
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Особенности организации семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста
- 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
- 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
- Выводы по 2 главе
- Литература