logo
по межд опыту 6

Система профессионального развития учителей

Сингапур внедрил последовательную и комплексную систему оценки качества преподавания и профессионального развития учителей.

Процесс отбора и подготовки учителей в Сингапуре достаточно долог и сложен, но он гарантирует, что учителями становятся действительно лучшие из лучших.

Монополистом в сфере подготовки учителей является Национальный институт образования, созданный в 1991 г. и работающий на базе Наньянгского технологического университета. Только он имеет право готовить специалистов на учительские позиции и по согласованию с Министерством образования направлять их для работы в школы Сингапура. Кроме того, в институте ведется активная исследовательская работа по обобщению и анализу лучших педагогических практик по всему миру.

Типичный сингапурский учитель возвращается в Национальный институт образования еще много раз на протяжении своей карьеры на курсы повышения квалификации.

В процессе получения дополнительного образования, учителей распределяют на три группы:

- преподавание — для тех, кто хочет посвятить школе всю свою карьеру и брать на себя дополнительные обязательства в рамках школы или школьного кластера, проводя тренинги, реализуя наставничество для молодых педагогов;

- специалитет — для тех, кто хочет работать в Министерстве образования, разрабатывать и реализовывать образовательную политику, формулировать образовательные стандарты;

- лидерство — для тех, кто планирует продолжать свою карьеру в качестве руководителей цикловых комиссий, завучей или директоров школ.

Каждому направлению соответствует своя система подготовки, включающая специализированные практические и теоретические курсы. Впрочем, система гибка, учителя могут перемещаться по потокам (нередко бывает, что учитель школы на некоторое время уходит на работу в министерство, получая тем самым опыт разработки

программ в сфере образования, а затем возвращается на уровень заместителя директора или директора школы). Согласно общему правилу распределение по потокам осуществляется по итогам интервью, проводимых линейными менеджерами, и по данным мониторинга объективных индикаторов деятельности. Для оценки результатов интервью разработана строгая балльная система.

Все учителя имеют право на обязательные 100 часов занятий по повышению квалификации ежегодно, для учителя эти курсы являются бесплатными. Учителя, не справляющиеся с работой, получают помощь, и если они продолжают показывать низкие результаты, их увольняют. Кроме того, учителям компенсируют затраты на занятия с целью углубления своих знаний и расширения умений, на подписку на профессиональные издания, на изучение иностранных языков и освоение новых технологий.

Развитая система повышения квалификации учителей приводит к тому, что они часто отсутствуют в школах. Так, заместитель директора школы может шесть месяцев подряд обучаться на курсах лидерства, и Министерство образования на этот срок предоставляет ему отпуск. Учителя часто выезжают за пределы страны на несколько недель по различным программам.

В связи с этим перманентно существует проблема дефицита преподавателей.

И тем не менее Министерство образования рассматривает постоянное повышение квалификации учителей как свою важнейшую задачу.

На разных этапах профессиональной карьеры учителю предлагаются различные стимулы, согласованные с целями образовательной системы, что позволяет отбирать и поощрять эффективных учителей. Система сложилась с течением времени и уточнялась по мере возникновения новых вопросов и изменения обстоятельств. Каждому, кто начал работать учителем в Сингапуре, ежегодная аттестация дает возможность получать премию за высокое качество преподавания в размере 10–30% основной зарплаты. Сингапурская система мониторинга качества преподавания включает оценку вклада учителя в углубление познаний учащихся и в их личностное развитие, его сотрудничества с родителями и местным сообществом и вклада в профессиональное развитие коллег и школы в целом. Учителя с выдающимися результатами работы получают доплаты из школьного премиального фонда. Аттестация также позволяет выявить пробелы в подготовке учителя, и на этом может основываться его личный план профессионального развития на следующий год.