logo
по межд опыту 6

Система профессионального развития учителей

Австралийская система труда и развития учителя изучает комплексный подход к труду учителя и его развитию, разрабатывает приемы успешного подхода и поддержки школ с целью их улучшения. В Австралии типичная карьера учителя включает от двух до четырех этапов с ежегодным повышением оклада на каждом этапе. Новичок вырастает сначала от начинающего до опытного учителя, потом до опытного учителя с особыми полномочиями (ведущего учителя), или классного руководителя, или координатора обучающих программ, затем до завуча, директора и сотрудника региональных органов образования. Перемещение с одного этапа на другой, особенно на последних уровнях, обычно подразумевает подачу заявления на вакансии, информация о которых широко доступна. По мере того, как учителя продвигаются вверх по карьерной лестнице, они углубляют свои познания, демонстрируют более качественное и эффективное преподавание, берут на себя ответственность за те аспекты школьной жизни, которые лишь косвенно связаны с учебным планом, помогают коллегам и т.д.

К тому времени, как преподаватель достигает уровня ведущего учителя, он должен быть образцовым преподавателем, лидером в образовании, способным инициировать изменения и руководить ими.

При этом существует несколько элементов поддержки начинающих учителей: менторинг, административная поддержка, внешкольная активность, оценка, командная работа с новичком, работа с индивидуальной траекторией, сокращенная нагрузка.

Одним из важных приоритетов любой успешной школы, является наличие высококвалифицированных педагогогов, что требует от последних постоянного непрерывного образования. В рамках профессионального развития учителей работают институты и ассоциации, такие как: AITSL (Австралийский институт обучения и школьного лидерства). Цель деятельности AITSL состоит в том, чтобы улучшить эффективность работы учителя через культуру, которая включает практику во всех школах на основе непрерывного оценивания, обратной связи и развитии всех учителей. Данный институт, разработал программу эффективного цикла труда и развития, включая существенные мероприятия, которые должны быть осуществлены во всех австралийских школах. Все учителя наделены правом получения эффективных условий работы и развития, подкрепленных Национальными Профессиональными Стандартами для Учителей.

ATEA (Австралийская ассоциация учителей) - крупнейшая профессиональная ассоциация для учителей в Австралии. Миссия австралийской Ассоциации- подготовка учителей, которая включает следующие аспекты: предварительное обучение и дальнейшее образование учителей; подготовка учителей как главное направление в высшем учебном заведении страны; исследование в области подготовки учителей как основное условие для их развития. Ассоциация осуществляет эту миссию по следующим направлениям: содействие улучшению подготовки учителей; содействие и поддержка профессионального обучения; формирование прочных связей с людьми и организациями, вовлеченными в образование; улучшение содержания, качества развития для педагогов; обеспечение доступности профессионального образования; содействие распространению новых идей и форм подготовки учителей.

ACEL (Австралийский совет лидеров образования) - является крупнейшей профессиональной ассоциацией австралийских и зарубежных лидеров образования на всех стадиях их карьеры. Более 6000 участников ACEL являются лидерами в профессиональном развитии и имеют возможность участвовать в мировых программах лидерства.

ДАНИЯ

Дания - страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Система образования в Дании находится под контролем государства. Общие принципы образования устанавливаются государственными органами. Все средние и высшие учебные заведения в основном являются государственными, подчиненными Министерству образования или Министерству культуры.

Датская система образования предоставляет возможность доступа к школе, старшей школе, а также большинству видов высшего образования. Датская система образования действует с 1994 года. Она даёт полный контроль родителям — они решают, ходить ребёнку в школу или нет. Закон предусматривает обязательное образование с 7 до 16 лет. Получение обязательного (специального) образования — бесплатно.

Рисунок 4. Система образования Дании

Таблица 9. Пояснения к системе образования Дании

Подготовительная школа

Так называемый, детсадовский класс с 5 лет, добровольное посещение

Начальная школа и среднее школьное образование

Дети с шести или с семи лет идут в школу.

Начальная школа и старшая ступень школы (народной школы) являются интегрированной общей школой. Детей здесь не выделяют по способностям или по социальному происхождению. В Дании имеется 9-летнее обязательное посещение школы, но нет обязательного образования. Отсутствие обязательного образования дает возможность детям ходить на занятия в, так называемые, открытые школы.

Среднее образование

Обучение в гимназии может быть общее или профессионально- ориентированное. В общеобразовательном профессиональном обучении существует выбор между трехлетней гимназией, двух или трехлетним подготовительным колледжем и двухлетней подготовительной учебной программой. Имеется альтернативная возможность посещения трехлетней профессиональной гимназии (торговая или техническая).

Профессиональное образование

Профессиональное обучение продолжается 3 - 4 года. На выбор предлагается 7 профессиональных направлений: технология и коммуникация, строительное дело и монтаж, ремесло и техника, пищевая промышленность и гастрономия, машиностроение, транспорт и логистика, сфера услуг / торговля, делопроизводство и банковское дело. Существует двухлетнее специальное профессиональное основное обучение, которое было организовано для особой части молодежи. Новую профориентацию можно получить также благодаря многочисленным образовательным курсам, предлагаемым различными специалистами.

Высшее образование

Имеются три типа высших учебных заведений: академии, которые предлагают короткие (двух – трехлетние) учебные программы, колледжи, с трех – четырехлетним сроком обучения, с получением после окончания диплома бакалавра, и университеты, после окончания которых возможно получение степени бакалавра, магистра или доктора. Для приема в вуз наравне с аттестатом зрелости официально признаются многие другие виды специального профобразования.