logo
по межд опыту 6

Система профессионального развития учителей

В системе непрерывного педагогического образования система повышения квалификации определяется как вид «дополнительного профессионального образования, направленного на обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с их профессиональной деятельностью». Деятельность этой системы направлена на обновление и совершенствование деятельности педагогов с учетом их потребностей.

Система повышения квалификации существует более 100 лет.

В настоящее время в России работают институты повышения квалификации (ИПК), институты усовершенствования учителей (ИУУ), Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, Московская Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиПРО).

В городах и районах созданы методические, научно-методические, информационно-методические, информационно-диагностические центры и кабинеты. Деятельность этих организаций реализуется нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, определяющими основные задачи, содержание и формы работы данных учреждений.

В связи, с принятием ряда нормативных документов по системе повышения квалификации, обозначились новые требования к этой системе. Она должна иметь целостный непрерывный характер, а также права на самостоятельность и творческий поиск в определении содержания, форм, методов повышения квалификации и нести ответственность за качество образования учителей. Главной целью системы повышения квалификации работников образования, является преобразование педагогической практики в направлении формирования у педагогов способностей к самоопределению, саморазвитию и самообразованию.

На современном этапе в системе повышения квалификации учителей России выделяют такие виды курсовых мероприятий:

- очные, заочные очно-заочные;

- краткосрочные курсы (не менее 72 часов);

- тематические и проблемные семинары;

- длительное обучение (свыше 100 часов);

- стажировка.

К видам учебных занятий и учебных работ на курсах относятся следующие: лекции, практические, семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, консультации, курсовые, аттестационные работы.

Очные курсы предполагают повышение квалификации с отрывом от производства, заочные – самостоятельную работу и установочные сессии, очно-заочные – сочетание обучения с отрывом от производства и самостоятельной работой в межсессионный период.

Современные подходы к проектированию содержания образовательных программ в российской системе повышения квалификации работников образования позволяют увидеть направления обновления содержания обучения при разработке учебных программ курсов повышения квалификации учителей, осваивающих новые стандарты.

Таблица 12. Современные подходы к проектированию содержания и организационных форм системы повышения квалификации работников образования в России

Блоки

Содержание

Методы и формы

Предполагаемый результат

Личностно-гуманистическая ориентация

Комплекс знаний о человеке его месте в современном мире; выявление противоречий между тенденцией к гуманизации отношений и реальной позицией педагога; снятие стереотипов

профессионального мышления; формирование понятий диалога и сложной коммуникации.

Синтетические курсы, включающие лекции, семинары, диалог, игровое моделирование, самостоятельную индивидуальную работу.

Коммуникативные способности.

Системное видение педагогической реальности

Освоение внешней и внутренней структуры профессиональной деятельности;

знания и умения по моделированию педагогических систем;

знания и умения в области педагогической прогностики (особенно результатов собственной деятельности).

Уменьшение количества лекций, за счет увеличения практических занятий по моделированию и прогнозированию. В их основе - коллективная игротехническая деятельность, а также самостоятельная работа по сбору, обработке и интерпретации информации.

Умения по моделированию собственной деятельности и прогнозированию ее результатов

Обогащение и модернизация знаний в предметной области

Знания по теории и методике преподаваемого предмета на современном этапе развития образования; информационное погружение в предметную область; конструирование нового содержания предмета на вариативной основе и разработка критериев его отбора; исследование места и роли предмета в профессиональной деятельности

Практические занятия-тренинги по работе с учебной информацией (отбор, отработка, хранение и интерпретация); индивидуальная работа по конструированию и освоению нового предметного содержания и критериев его отбора; семинары по теоретической апробации материалов самостоятельной работы

Умения по конструированию предметного содержания и его освоению; умения по работе с учебной информацией.

Владение педагогическими технологиями

Знания о профессиональных ценностях педагога, педагогических технологиях, стилях поведения педагога; умения, необходимые для организации педагогической коммуникации, процессов обучения и воспитания

Практические занятия в форме игрового моделирования учебного процесса, использованию полученных знаний и умений в различных педагогических ситуациях

Умения в реализации образовательных технологий

Имеет место повышение квалификации педагогов на базе университетов, где реализуется опытно-экспериментальная работа по освоению новых стандартов в «пилотных» школах.

Немаловажным в профессиональном развитии учителей России является участие в сетевых сообществах или объединениях учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.