logo
Грам

5. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Методы:дидактические игры, игры-драмматизации, словесные упражнения, рассматривание картинок, пересказ коротких рассказов и сказок.

Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры– эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала, в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименование животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. Специально отбираются игрушки, с которыми можно производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Обязательное требование к наглядному материалу:

- знаком. детям, эстетически оформленная, вызывать конкретные образы, будить мысль.

Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершать.

Игры –драмматизации– в таких играх разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссер-педагог, позднее сам ребенок. Воспроизводятся определенные жизненные ситуации, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с предлогом.

Педагогическое требование- те же (дид. игра).

Специальные словесные упражнения– направленные на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.

К.Д. Ушинский разработал образцы таких игр для «первоначального обучения родному языку».

Е.И. Тихеева – упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений и др.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок– средство для обучения детей построению предложений, т.к. само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.

Методические приемы– ведущими методическими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Методическим приемом является образец правильной речи педагога, особенно на первых этапах обучения. Детям предлагают правильно научиться говорить слова.

Объяснение- педагог объясняет детям,как следует употреблять трудные формы. Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, какао, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить одно пальто, на вешалке много пальто. Эти слова просто нужно запомнить.

Прием сравнениядвух форм (чулок, карандашей – апельсинов- груш). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и индивидуально.

Прием раскрытия словообразовательного значения слова (сахарница- посуда для сахара)

Используют приемыкак создания проблемных ситуаций, подсказка нужной формы, исправление ошибок, вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том как сказать правильно и др.

В синтаксисе применяется подбор однородных определений, дополнение предложений и др.

Таким образом:

Усвоение грамматических форм – сложная умственная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу, поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.

В ходе занятий дефектолог добивается активности всех детей, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особенно на произношении окончаний.