2. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (развития грамматического строя у дошкольников)
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Физиологическим механизмом освоения гр. строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова появляются в 2-3 года, а фразовой речью дети начинают овладевать лишь после 4-5 лет. По мнению С.Я.Рубинштейна, основными причинами недоразвития речи детей с интеллектуальной недостаточностью является «слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленная выработка дифференцированных связей во всех анализаторах».
Как показали исследования многих авторов (В.Г.Петровой, М.Ф.Гнездилова, М.Ф.Феофнова, Р.И.Лалаевой и др.) у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее грамматического строя.
Усвоение грамматических форм детьми с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в основном в той же последовательности, что и у нормы, но в значительно поздние сроки.
У таких детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не ясно по значению. Гвоздев А.Н. писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребенком».
Раньше всего ребенок с интеллектуальной недостаточностью усваивает число существительных, а также разницу между уменьшительно-ласкательной и обычной формой: стол-столик. Вначале дети усваивают повелительную форму, т.к. она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение.
Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно усваивается условное наклонение, т.к. оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным является усвоение категорий рода, Поскольку род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.
В устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются искажения в употреблении падежей. Раньше других в речи появляется именительный и винительный падежи имени существительного, затем родительный. Ошибки встречаются в употреблении творительного, дательного и предложного падежей, которые появляются значительно позже.
Усвоение грамматических форм детьми с интеллектуальной недостаточностью в импрессивной речи осуществляется раньше, чем в экспрессивной. Дети не понимают падежные конструкции с предлогами: за, перед, около, смешивают предлоги «на» и «под», «в» и «под». В экспрессивной речи они часто опускают предлоги «в», «из», не употребляют предлоги: над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под; смешивают «на» и «в», заменяют предлог «над» предлогом «на», «под», «по»; неправильно согласовывают существительное и числительное, существительной и прилагательное.
Падежные окончания множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа. Так, дети с интеллектуальной недостаточностью чаще неправильно употребляют существительные с наречием «много» (много девочки, много цыплята). Долгое время неусвоенным являются типы склонений. В некоторых случаях смешиваются окончания родительного падежа множественного числа различных склонений («много рыбков», по аналогии с «много домов»).
Особенно трудным для детей с интеллектуальной недостаточностью является усвоение согласования прилагательного с существительным среднего рода (красная платье). Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи употребляется крайне редко, как и средний род имен существительных.
При формировании функции словообразования у детей с интеллектуальной недостаточностью возникает еще больше трудностей, чем в функции словоизменения. Несформированность функции словообразования проявляется в трудностях образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования, но количество суффиксов, использующихся для словообразования невелико (-ик, очек, чик, онок, енок, ок, к).
Можно также отметить особенности овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью синтаксической стороной речи. Самыми первыми у таких детей появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на).
Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. По данным Н.П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребенок накопил 40-50 слов
Наиболее характерными для таких детей являются простые нераспространенные предложения. Встречающиеся распространенные предложения включают чаще всего только прямое дополнение (Мальчик везет санки), иногда обстоятельства места (Дети идут в школу). В качестве сказуемого употребляются глаголы несовершенного вида. Глаголы совершенного вида употребляются крайне редко.
Синтаксические ошибки наблюдаются у детей с интеллектуальной недостаточностью и в нарушении порядка слов в предложении:
- на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама принесла;
- Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала мама почему?»;
- Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопросы «Почему?» отвечают : «Почему что…».
Неправильно оформляется союзная связь:
- Опускается союз или часть союза: «Лопнул шар у дяди, по .. нажал сильно;
- Один союз заменяется другим: (Как мы пришли домой, мы играли с мячом)»;
- Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется (Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют.)
В связной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью встречаются назывные, а также неполные предложения. В предложениях отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, либо и подлежащее и сказуемое. Приведем пример рассказов по картинке: «Лето. Купается. Дети. На лодке. И они лежат» или «Мальчик рыбу ловит. Бросил. Побежал. На лодке катается».
Т.о., у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраст чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении.
Следует отметить, что недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-семантической стороны речи у разных категорий дошкольников с интеллектуальной недостаточностью различно. У некоторых детей это недоразвитие носит менее выраженный характер. У них может быть не нарушена произносительная сторона речи, может не отмечаться выраженных стойких аграмматизмов. Однако с точки зрения семантики и лексико-грамматического оформления их речи все же отличается от речи детей с нормальным интеллектом прежде всего примитивностью, недоразвитием, сложных семантических и грамматических уровней формирования речи. Т.о., общая картина недоразвития грамматического строя речи обусловлена в основном интеллектуальным недоразвитием, нарушением аналитико-синтетической деятельности.
- Тема 4: Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (6 часов) План:
- 1. Значение грамматического строя для речевого развития
- 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (развития грамматического строя у дошкольников)
- 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 8. Методика формирования синтаксической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.