7. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других).
Работа проводится по следующим направлениям:
• учим детей способам образования слов при помощи суффиксов(учитель - учительница) и приставок (ехал – приехал – выехал ).;
• работаем над усвоением детьми способов словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных (Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, лошадь и жеребенок и др.), учим детей образовывать названия детенышей с помощью суффиксов.);
• учим образовывать глаголы при помощи приставок;
Ходить – заходить – уходить – приходить ;
Вошел – вышел – зашел – пришел
• образовываем глаголы от звукоподражательных слов.
– Кря – кря – кря ! Кто это (уточка). Что она делает? (Крякает).
– Ква –ква –ква! Кто это (лягушка). Что она делает? (Квакает).
• знакомим детей со способами образования названий профессий от разных частей речи с помощью приставок и суффиксов.
В игре-драматизации «Кто у кого» (у лисы- лисята , у ежа – ежата) детей учат употреблять названия животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят).
Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, если пить чай, на столе чайная посуда, сахар – в сахарнице, хлеб в хлебнице.
Дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учат образовывать глаголы разными способами:
Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальном инструменте?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.
Более сложная задача для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов и приставок и др. средств. Помогает игра «Знаешь ли ты профессии?»
Дома строит (Строитель что делает?); Часы чинит …
Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью часто допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупредить ошибки, целесообразно использовать речевой образец.
- Тема 4: Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (6 часов) План:
- 1. Значение грамматического строя для речевого развития
- 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (развития грамматического строя у дошкольников)
- 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 8. Методика формирования синтаксической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.