6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В морфологии важное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Дошкольников с интеллектуальной недостаточностью следует учить правильно изменять наиболее часто употребимые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.
Основные направления работы:
обучение изменению слов по падежам;
согласованию существительного с прилагательным в роде, числе;
употреблению предлогов (в, на, за, под, около);
употребление глаголов.
Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций («День куклы», «Утро в кукольном доме», «Что делает кукла?»).
При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также многократные упражнения с целью закрепления навыков.
Занятия по большей части проводятся с игрушками, т.к. игрушка дает возможность производить разнообразные действия: изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму, числовые соотношения (кошка – одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы.
С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру « Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла).
Вначале детям предлагается усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем дефектолог меняет положение куклы, а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол.
Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры драматизации -типа «День куклы», «Утро в кукольном доме». В игре драматизации «Что делает кукла» дети учатся изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.
Формирование навыков согласования существительного с прилагательным в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, сравнения, когда дети называют их форму, цвет.
При работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью трудные грамматические формы, сложные для детей, образует дефектолог. И только слово изменить легко, можно предоставлять детям самостоятельность. Для этого лучше идти от трудной формы (дефектолог) к легкой (ребенок), от множественного числа к единственному.
Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривании игрушек следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении. Т.О. формируется умение ориентироваться на звуковую сторону слова.
В ходе дидактических игр в случае необходимости педагог подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку путем повторения правильного слова.
- Тема 4: Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (6 часов) План:
- 1. Значение грамматического строя для речевого развития
- 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (развития грамматического строя у дошкольников)
- 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 8. Методика формирования синтаксической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.