logo
Грам

6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В морфологии важное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Дошкольников с интеллектуальной недостаточностью следует учить правильно изменять наиболее часто употребимые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основные направления работы:

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций («День куклы», «Утро в кукольном доме», «Что делает кукла?»).

При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также многократные упражнения с целью закрепления навыков.

Занятия по большей части проводятся с игрушками, т.к. игрушка дает возможность производить разнообразные действия: изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму, числовые соотношения (кошка – одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы.

С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру « Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла).

Вначале детям предлагается усадить куклу за стол, под стол, около стола. Затем дефектолог меняет положение куклы, а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол.

Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры драматизации -типа «День куклы», «Утро в кукольном доме». В игре драматизации «Что делает кукла» дети учатся изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.

Формирование навыков согласования существительного с прилагательным в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, сравнения, когда дети называют их форму, цвет.

При работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью трудные грамматические формы, сложные для детей, образует дефектолог. И только слово изменить легко, можно предоставлять детям самостоятельность. Для этого лучше идти от трудной формы (дефектолог) к легкой (ребенок), от множественного числа к единственному.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривании игрушек следует давать образец трудной формы, упражнять детей в ее употреблении. Т.О. формируется умение ориентироваться на звуковую сторону слова.

В ходе дидактических игр в случае необходимости педагог подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку путем повторения правильного слова.