1. Значение грамматического строя для речевого развития
Освоение ребенком грамматического строя речи имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служит для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
(Язык - «теория» - даны сущ. у них есть формы –падежные
Речь- «практика» - то, что используем в речи устной или письменной. У детей формируется речь, речевые навыки. Грамматика+ синтаксис+ морфология)
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться К.Д.Ушинский, формулируя 3-ю цель в обучении родному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком м/ д животными».
Изучением этой проблемы занимались многие психологи, педагоги, такие как М.Ф.Гнездилов, Р.И.Лалаева, В.Г.Петрова и т.д.
- Тема 4: Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (6 часов) План:
- 1. Значение грамматического строя для речевого развития
- 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи (развития грамматического строя у дошкольников)
- 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
- 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 6. Методика формирования морфологической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Методика формирования способов словообразования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
- 8. Методика формирования синтаксической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.