logo
курсовая работа труд как средство воспитания

2.1. Составление проблемы ценностного отношения к природе у дошкольникови ее анализ в практике работы дошкольных учреждений

На основе проведенного теоретического исследования и согласно задачам курсовой работы был разработан педагогический эксперимент.

Цель эксперимента - практически выявить роль труда в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Эксперимент проводился на базе ГУО ясли-сада №3 г. Житковичи.

Время проведения с 14 января по 14 февраля 2014 года.

Экспериментальное исследование включало три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента — выявить уровни экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Для проведения исследования эксперимента в группу были выбраны дети старшего дошкольного возраста, в количестве 15 человек.

Теоретическая часть нашей работы показала, что дети в старшем дошкольном возрасте уже имеют определенный запас умений трудовой деятельности и знакомы с различным оборудованием для природоведческой деятельности.

Таким образом, для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента, была проведена работа по двум направлениям: работа с воспитателем и работа с детьми.

Работа с воспитателем предполагала:

Работа с детьми предполагала:

Просмотр календарных планов воспитателя исследуемой группы позволил сделать вывод о том, что организация труда в природе планируется эпизодически. В основном это полив цветов, и уборка территории площадки. Хотя в группе есть аквариум, но труд по уходу за аквариумом и рыбками не планируется.

Так же было просмотрено наличие оборудования для трудовой деятельности.

В группах есть уголок природы, где в отдельном месте хранится все оборудование - лейки, тряпочки для ухода за листьями растений, пульверизатор для опрыскивания их водой, маленькие лопаточки для рыхления почвы, сачок, корм для рыбок.

Проведя работу с воспитателем, можно сделать вывод, что работа по приобщению детей к трудовой деятельности с целью экологического воспитания ведется не на должном уровне, но он периодически приобщает детей к индивидуальным трудовым поручения в уголке природы, обучая новым трудовым навыкам: дети следят за состоянием земли в цветочных горшках, набирают воду для поливки цветов, взрыхляют землю.

Были определены знания детей посредством проведения анкетирования - проверялись знания детей о растительном мире, животном мире и о неживой природе.

Анкетирование представляет собой проводимый по определенному плану письменный опрос, предполагающий получение ответов детей на упорядоченный по содержанию и форме выбор вопросов объединенных общей темой.Этот метод использован потому, что он дает возможность получить разнообразную и довольно высокого качества информацию, позволяет охватить большую аудиторию, дает возможность четкой стандартизации.

Была разработана анкетадля выявления практических навыков бережного отношения к объ­ектам природы, труду в природе.

Проведение анкетирования.

Цель: выявить показатели навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дети отвечали на 15 вопросов анкеты (см. приложение1). Анкета включает в себя вопросы с тремя вариантами ответа. Ребенку необходимо выбрать только один вариант ответа наиболее подходящий для него и отметить клеточку в анкете соответствующую его ответу.

Оценка результатов деятельности.

Ответы детей оценивались по трех бальной системе. Ответ «да» соответствовал 3 баллам, ответ «не помню» 2 баллам и за ответ «нет» получали 1 балл.

В соответствии с критериями нами было определено четыре уровня сформированности у детей экологической культуры: очень высокий, высокий, средний и низкий.

Характеристика уровней.

Очень высокий уровень (свыше 40 баллов) – у ребенка искрений интерес к природе и он совершенстве владеет знаниями о растениях и животных, которые постоянно подкрепляются практическими навыками по общению с природой.

Высокий уровень (от 30 до 39 баллов) - знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (от 21 до 29 баллов) — имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий уровень (менее 20 баллов) - ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

На основании ответов детей составили диаграмму 1 (см. приложение2). Сопоставив ответы баллам мы получили диаграмму 2 (см. приложение2), в ней можно увидеть, что средний показатель составляет 34,2 балла. Данной диаграммой следует руководствоваться при составлении групп (по дежурству, играм, работы и так далее) детей, то есть детей с уровнем знаний ниже среднего необходимо ставить в пару с ребенком уровень знаний которого выше среднего по группе.

На основании полученных данных мы составили диаграмму общий анализ группы детей по ответам на вопросы и диаграмму анализ группы детей по набранным баллам.

Из диаграммы 3 (см. приложение 2) видно, что на вопрос да ответило 60% детей, на вопрос нет 32% и на вопрос не помню 8% детей. Это говорит о том, что дети достаточно владеют знаниями об природном окружении. Однако остальной процент показывает то, что кое-какие знания у детей отсутствуют.

Проанализировав диаграмму 4(см. приложение 2) можно сделать вывод о том, с низким уровнем (менее 20 баллов)детей в группе нет;средний уровень (от 21 до 29 баллов) показали 4 ребенка - это составило 27% от всей суммы;высокий уровень (от 30 до 39 баллов) показали 8 детей – это 53% от всей суммы – это количество детей которые имеют представление о том, как нуж­но ухаживать за домашними животными, птицами, в каких условиях их можно держать, знают, что они едят.Очень высокий уровень (свыше 40 баллов)набрало только 3-е детей – это 20% от всей суммы - эти дети очень хорошо владеют знаниями о природном окружении. Им известно, что к природе нужно относится бережно; помогают родителям работать на участке (в огороде); с помощью родителей выращивают цветы, овощи; знают какие условия необходимы для выращивания растений; знают, как нужно ухаживать за животными и чем их кормить. Из полученных результатов можно видно, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, необходимо наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отно­шения к природе в процессе формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего экспериментав исследуемой группе.