Введение
Экология, экологическая ситуация, экологический кризис... Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще. По результатам социологических исследований термин «экология» — один из самых распространенных и часто употребляемых на планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле.
Неразумное, потребительское отношение, бездействие людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и в конечном счете самого человека.
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Однако в течение длительного времени его деятельность еще не носила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX века мир в результате бездумного, стихийного воздействия человека на природу изменился настолько, что проблема отношений общества и природы, труду в природе, стала одной из самых актуальных проблем и XXI века.
Эту проблему необходимо начать с решать с приобщения как взрослых так и дошкольников (в силу их возрастной специфики) к труду в природе, но в первую очередь дошкольников. Почему? Потому, что именно в дошкольном возрасте закладывается бережное отношения воспитания ценностного отношения к окружающему миру и труду в ней. Можно отметить, что это является сложной задачей. Ее решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому образованию. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с природой, труд в ней позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношение, а труд у детей будет формировать бережное, заботливое отношение к природным объектам. Они будут учиться ответственно относится к растениям и животным, у них будет формироваться устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами.
Актуальность выбранной темы обусловливается необходимостью проведения исследования и подведения итогов о необходимости труда в природе так как именно труд в природе поможет относится к ней бережно.
Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей к миру природы занимались многие ученые. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Таких же взглядов придерживаются и современные ученые: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина указывают на необходимость накопления практического опыта у детей для формирования у них ценностного отношения к природному окружению. По мнению В.А. Сухомлинского и С.Л. Рубинштейна ценностное отношение тесно связано с развитием эстетических чувств к природе.
Цель исследования- изучить возможности и эффективность педагогического влияния труда в природе на развитие ценностного отношения к природе у дошкольников.
Объект исследования- процесс воспитания у детей ценностного отношения к природе.
Предмет исследования- труд в природе как средство воспитания ценностного отношения к природе у дошкольников.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические основы воспитания бережного отношения к природному окружению;
определить формы организации труда детей в природе с целью воспитания у них бережного отношения к природе.
выявить результаты использования труда в природе для формирования ценностного отношения к природному окружению;
Методы исследования:
Теоретические методы: беседа, рассказ, объяснение.
Практические методы: анкетирование, анализ данных, труд.
- Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы
- Глава 2. Анализ формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы посредством труда
- Введение
- Глава I. Теоретические основы формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы
- Глава II. Анализ формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы посредством труда
- 2.1. Составление проблемы ценностного отношения к природе у дошкольникови ее анализ в практике работы дошкольных учреждений
- 2.2. Методика руководства трудом дошкольников в природе
- 1.Распределение работы между участниками.
- 2. Выполнение задания.
- 3.Обсуждение результатов трудовой деятельности.
- 2.3 Анализ и результаты исследования
- Заключение
- Список литературы
- Приложения