logo
курсовая работа труд как средство воспитания

3.Обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отличает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду обсуждения положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам, он указывает на них в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение занимает не более 8 - 10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение.

Таким образом, каждый процесс труда должен быть четко спланирован и осуществлен в определенной последовательности, что помогает детям быстрее ориентироваться в поставленных задачах и осмысленно их выполнять.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Двум, трём детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и так далее.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3-е детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками согласно диаграммы 2 (см. приложение 2). Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве.

Ведущий прием обучения старших дошкольников новому виду труда - объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

В формирующем экспериментебыла показана методика совершенст­вования реализации цели исследования, обозначены использованные средст­ва работы по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и ее содержание. Длился эксперимент один месяц.