logo
Шипицына Л

Глава 6

В связи с рождением ребенка с нарушением интеллекта у родителей меня­ется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку — не такому, как все, к другим людям и к жизни вообще.

Поэтому важно исследовать не только детей с умственной отсталостью, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке. Только при решении этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и ин­теграцию в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.

Семья ребенка-инвалида, как конкретная категория, подлежащая комплек­сной социальной защите, исследована крайне недостаточно. В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагоги­ческой помощи семьям детей с ограниченными возможностями развития.

Между тем связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в разви­тии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отноше­ний. Именно поэтому последние можно рассматривать как один из важней­ших факторов социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.

Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии является во сто крат более трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом, в котором он живет. Если дети, требующие осо­бого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

Для того чтобы выявить особенности взаимоотношений в семьях, имею­щих детей с нарушением интеллекта, необходимо рассмотреть современные представления о стилях и типах семейного воспитания вообще, и в семьях де­тей-инвалидов в частности.