20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..
У детей с ЗПР достаточно высока потребность в общении. Но из-за отставания в развитии эмоционально-волевой сферы, контакты со сверстниками характеризуются поверхностью, неустойчивостью эмоций, с одной стороны, и эмоциональной на¬пряженностью, с другой. При этом наблюдаются два варианта на¬правленности контактов: 1) ребенок отчуждается от сверстников, либо исполняет роль ведомого, проявляет излишнюю покорность, 2) ребенок навязчиво вступает в контакт, переходит на агрессию. Из-за недостатков интеллектуального развития он многое не вос¬принимает, не понимает и не усваивает в общении со сверстниками. Поэтому личность развивается ущербно: не формируются познава¬тельные мотивы, мотивы достижения, самооценка оказывается не¬адекватной.
Медленнее происходит смена основных форм общения (по М. И. Лисиной). Так, большинство шестилетних детей с ЗПР демон¬стрируют ситуативно-деловой уровень общения с взрослыми, в то время как здоровые сверстники выходят за рамки ситуации и обща¬ются личностно (внеситуативно-личностная форма общения) (Е.Е.Дмитриева, 1988). Воспитанников диагностико-коррекционных групп отличает низкий уровень личностных контактов, слабое жела¬ние познать правила поведения и характер реальных людей и вы¬мышленных персонажей. Дети затрудняются в оценке нравственно-этических норм поведения. Слабо выражено стремление к взаимо¬пониманию и сопереживанию с взрослым.
Незрелость личностной сферы накладывает свой отпечаток на сюжетно-ролевую игру. Исследования Е. С. Слепович (1985), Л. В. Кузнецовой (1986) показали, что все компоненты ролевой игры оказываются у детей возраста подготовительной группы несформированными: сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы; со¬держание игр, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны, кратковременны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, что обязательно будет сказываться на трудностях в школе.
Однако, специалисты, изучающие нравственное развитие де¬тей с ЗПР отмечают, что эти особенности не являются специфиче¬скими и вытекающими из интеллектуальной недостаточности детей. Они носят социальный характер. Это служит подтверждением вы¬сказанной Л, С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу лично¬сти ... не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психическая реализация» (Выготский Л. С. Собр. соч. -М., 1983. Т. 5. С. 14.)
- 1. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза.
- 2. Классификации зпр
- 3. Гармонический психофизический инфантилизм.
- 4. Терминология, используемая для обозначения детей с зпр отечественными и зарубежными специалистами.
- 5. Классификация с зпр м.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития.
- 6. Психоорганический синдром, влияние его на деятельность.
- 7. Дисгармонический инфантилизм.
- 8. Понятие минимальной мозговой дисфункции.
- 9. Особенности выраженности симптомов ммд .
- 10. Факторы риска возникновения ммд.
- 11. Причины, признаки синдрома дефицита внимания.
- 12. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Нейропсихологические причины
- 13. Диагностические критерии сдвг по классификации dsm-IV
- 14. Методика тулуз-пьерона.
- 15. Основные составляющие комплексного психологического диагноза.
- 16.Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с зпр.
- 17. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные в.И. Лубовским.
- 18. Психическое и соц. Развитие дошкольников с разными формами зпр.
- 19. Классификация зпр по этиологическому признаку, разработанная к.С. Лебединского. Др.Классификации.
- 20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..
- 21. Характеристика игровой деятельности дошкольников с различными формами зпр в сравнении с игровой деятельностью уо и нормально развивающихся сверстников.
- 22. Особенности психического развития младших школьников.
- 23. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.
- 24. Особенности познавательных процессов у детей с зпр и их развитие на протяжении школьного возраста.
- 25. Особенности личностно-социального развития при зпр: мотивация, самооценка, произвольно - волевая регуляция.
- 26.Понятие.Органической психопатии.
- 27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.
- 28. Факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях развития ребенка
- 29. . Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
- 30. Характеристика уровня развития различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи)
- 31. Готовность детей с зпр к школьному обучению.
- 32.Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при зпр.
- 33. Особенности формирования мотивационно-волевой готовности к школьному обучению при зпр.
- 34. Развитие высших форм игровой деятельности как показатель готовности к принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- 35. Основные принципы и направления в организации психолого- педагогической помощи детям с зпр.
- 36. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции детей с зпр в условиях диагностико-коррекционных групп.
- 37..Концепция коррекционно-развивающего обучения.
- 39. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения..