logo
инфо по ЗПР

23. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.

С началом школьного обучения у де¬тей с ЗПР отчетливо проявляется инфантильность мотивов и инте¬ресов. Отмечается неблагополучная учебная мотивация: доминиру¬ет игровой мотив («Хочу пойти в школу, чтобы играть с ребятами», «Хожу в школу, потому, что весело играем на перемене»). Как из¬вестно, у младших школьников с нормальным развитием действуют познавательные мотивы вместе с широкими социальными мотива¬ми: мотивами, связанными с потребностями ребенка в достижениях, общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием занять определенное место в системе доступных социальных отно¬шений (Л. И. Божович, 1972).

Для детей с ЗПР характерен низкий уровень притязаний в уче¬нии. Мотив избегания неудачи преобладает над мотивом успеха: детьми больше движет боязнь не успеть выполнить задание, сде¬лать ошибку, получить наказание, нежели желание заслужить по¬хвалу и получить высокую отметку. При этом вплоть до подростко¬вого возраста остается повышенная чувствительность к оценке со стороны педагога. Все это вызывает состояние повышенной трево¬ги. Это переживание угрозы утратить уважение, принятие со сторо¬ны значимых других и положительную самооценку.

Следует также учесть, что ученик с ЗПР, посещающий обще¬образовательную школу и не получающий коррекционную помощь, со временем может «привыкнуть» к статусу хронически неуспеваю¬щего, к плохим отметкам («Выше двойки все равно не поставят»). Это привыкание носит защитный характер и освобождает ребенка от тревоги. В этом случае у него нет даже мотива избегания неудачи -он не видит смысла в каких-либо усилиях в учении вообще.

Трудные подростки реализуют притязания на признание у сверстников путем обмана, хвастовства, кражи престижных вещей. Проявляют уход от трудностей путем прогулов уроков, желание по¬лучить приятные легкодоступные впечатления путем приема психо¬активных веществ (наркотики, табак, алкоголь) и бродяжничества.