24. Особенности познавательных процессов у детей с зпр и их развитие на протяжении школьного возраста.
Внимание
При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, работают на уроке не более 10-15 мин. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимум концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов – на математике важен объем внимания, русский язык связан с точностью распределения, чтение – устойчивость внимания. Некоторые приемы развития внимания: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений давать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, этап самопроверки – обязательный на уроке, также комментирование учеником своей деятельности.
Восприятие
Для ЗПР характерно недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв). Страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность.
Память
Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у N развивающихся сверстников) запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании. Необходима помощь психолога. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части.
Мышление
У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующая помощь. Наглядно-образное мышление: большинству нужно многократное повторение, оказание некоторых видов помощи, но есть и такие учащиеся, которые и не справляются с заданием даже с помощью. Словесно-логическое мышление у большинства неразвито. Некоторые упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек линией, не отрывая руки, «Четвертый лишний» и др.
Речь
Речь детей с задержкой психического развития характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для речи детей с ЗПР характерно: бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушение звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
- 1. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза.
- 2. Классификации зпр
- 3. Гармонический психофизический инфантилизм.
- 4. Терминология, используемая для обозначения детей с зпр отечественными и зарубежными специалистами.
- 5. Классификация с зпр м.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития.
- 6. Психоорганический синдром, влияние его на деятельность.
- 7. Дисгармонический инфантилизм.
- 8. Понятие минимальной мозговой дисфункции.
- 9. Особенности выраженности симптомов ммд .
- 10. Факторы риска возникновения ммд.
- 11. Причины, признаки синдрома дефицита внимания.
- 12. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Нейропсихологические причины
- 13. Диагностические критерии сдвг по классификации dsm-IV
- 14. Методика тулуз-пьерона.
- 15. Основные составляющие комплексного психологического диагноза.
- 16.Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с зпр.
- 17. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные в.И. Лубовским.
- 18. Психическое и соц. Развитие дошкольников с разными формами зпр.
- 19. Классификация зпр по этиологическому признаку, разработанная к.С. Лебединского. Др.Классификации.
- 20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..
- 21. Характеристика игровой деятельности дошкольников с различными формами зпр в сравнении с игровой деятельностью уо и нормально развивающихся сверстников.
- 22. Особенности психического развития младших школьников.
- 23. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.
- 24. Особенности познавательных процессов у детей с зпр и их развитие на протяжении школьного возраста.
- 25. Особенности личностно-социального развития при зпр: мотивация, самооценка, произвольно - волевая регуляция.
- 26.Понятие.Органической психопатии.
- 27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.
- 28. Факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях развития ребенка
- 29. . Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
- 30. Характеристика уровня развития различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи)
- 31. Готовность детей с зпр к школьному обучению.
- 32.Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при зпр.
- 33. Особенности формирования мотивационно-волевой готовности к школьному обучению при зпр.
- 34. Развитие высших форм игровой деятельности как показатель готовности к принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- 35. Основные принципы и направления в организации психолого- педагогической помощи детям с зпр.
- 36. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции детей с зпр в условиях диагностико-коррекционных групп.
- 37..Концепция коррекционно-развивающего обучения.
- 39. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения..