3. Гармонический психофизический инфантилизм.
Гармонический психофизический инфантилизм – задержка психического развития конституционального происхождения. Отражением этого фактора является появление инфантилизма и у других членов семьи, не достигая патологического уровня. В некоторых случаях инфантилизм охватывает не только психику, но и физическое развитие ребенка. В таком случае ребенок несколько отстает в росте и весе от сверстников, но отличается живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничивается играми, в которых ребенок может проявлять много творчества и достаточно выдержки. В то же время учебно-познавательная деятельность для таких детей мало привлекательна, и наступает быстрая пресыщаемость. Эмоции и мотивация соответствуют младшему возрасту, а самооценка слабо дифференцирована. Таким образом, задержка охватывает в основном эмоционально-волевую сферу, что отражается в первую очередь в недостаточности произвольной регуляции поступков, мышления, запоминания и сосредоточения внимания. Уровень достижений в познавательной работе у таких детей зависит от оказания организующей помощи и постоянном поощрении. В дальнейшем возможно постепенное сглаживание различий с нормой, что определяет благоприятность прогноза для этого типа ЗПР.
------------
Гармонический психофизический инфантилизм — задержка темпа физического и психического развития в пределах незрелости эмоционально-волевой сферы и личности, отражающаяся на поведении ребенка и его возможности социальной адаптации. Клиническая картина характеризуется чертами незрелости в психическом и соматическом облике ребенка. Детям свойственны живая мимика, яркость и выразительность жестикуляции, быстрые, суетливые, порывистые движения при недостаточной соразмерности и последовательности их. На первый план выступают неутомимость в игровых действиях и быстрая утомляемость при выполнении учебных заданий. При полноценном интеллекте отмечаются недостаточные интеллектуальные интересы, доминирующим является стремление к игре, удовольствиям.
-------
гармонический психофизический инфантилизм
В качестве причин указывают наследственные факторы и истощающие заболевания в период раннего детства.
В дошкольном возрасте такие дети как правило не вызывают беспокойства. Они общительны, доброжелательны, приветливы, отличаются непосредственными яркими и выразительными эмоциями, достаточно активны и инициативны в играх. Охотно общаются с детьми и взрослыми, пользуются их расположением. Однако в школе такие дети отстают в учебе, так как не воспринимают школьную ситуацию всерьез, обращают все в игру.
Клиническое и психологическое обследование показывает, что по физическим показателям такие дети отстают от сверстников на 2-3 года. У них хрупкое телосложение, пропорции тела как у дошкольников. Движения плавные и изящные, мимика яркая, выразительная, неустойчивая. Речь правильная, словарный запас достаточный, нередки словесные штампы взрослого человека. Такие дети наивны и непосредственны в поступках и суждениях. Психологически неспособны выполнять школьные требования в силу незрелости эмоционально-волевой сферы. Существенных нарушений внимания, гнозиса, памяти не наблюдается. Такие дети проявляют яркое воображение и фантазию, точно и быстро ориентируются в бытовых ситуациях. Способность к отвлеченному мышлению обычно развита достаточно.
- 1. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза.
- 2. Классификации зпр
- 3. Гармонический психофизический инфантилизм.
- 4. Терминология, используемая для обозначения детей с зпр отечественными и зарубежными специалистами.
- 5. Классификация с зпр м.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития.
- 6. Психоорганический синдром, влияние его на деятельность.
- 7. Дисгармонический инфантилизм.
- 8. Понятие минимальной мозговой дисфункции.
- 9. Особенности выраженности симптомов ммд .
- 10. Факторы риска возникновения ммд.
- 11. Причины, признаки синдрома дефицита внимания.
- 12. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Нейропсихологические причины
- 13. Диагностические критерии сдвг по классификации dsm-IV
- 14. Методика тулуз-пьерона.
- 15. Основные составляющие комплексного психологического диагноза.
- 16.Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с зпр.
- 17. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные в.И. Лубовским.
- 18. Психическое и соц. Развитие дошкольников с разными формами зпр.
- 19. Классификация зпр по этиологическому признаку, разработанная к.С. Лебединского. Др.Классификации.
- 20. Особенности становления и смены форм общения ребенка с зпр..
- 21. Характеристика игровой деятельности дошкольников с различными формами зпр в сравнении с игровой деятельностью уо и нормально развивающихся сверстников.
- 22. Особенности психического развития младших школьников.
- 23. Мотивационно-целевые установки младших школьников с зпр.
- 24. Особенности познавательных процессов у детей с зпр и их развитие на протяжении школьного возраста.
- 25. Особенности личностно-социального развития при зпр: мотивация, самооценка, произвольно - волевая регуляция.
- 26.Понятие.Органической психопатии.
- 27. Особенности межличностных отношений в семьях, имеющих детей с зпр.
- 28. Факторы дестабилизации семейной ситуации при различных отклонениях развития ребенка
- 29. . Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.
- 30. Характеристика уровня развития различных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи)
- 31. Готовность детей с зпр к школьному обучению.
- 32.Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при зпр.
- 33. Особенности формирования мотивационно-волевой готовности к школьному обучению при зпр.
- 34. Развитие высших форм игровой деятельности как показатель готовности к принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- 35. Основные принципы и направления в организации психолого- педагогической помощи детям с зпр.
- 36. Общая, типовая и индивидуализированная модели коррекции детей с зпр в условиях диагностико-коррекционных групп.
- 37..Концепция коррекционно-развивающего обучения.
- 39. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения..