25.Смысл, критерии и процедура диагностики воспитанности.
Смысл воспитания- В наше время, когда искажаются и смещаются понятия, и слово может уже не значить того, чего оно значило несколько лет назад, придумать первую фразу письменной работы стало довольно затруднительно. Ранее достаточно было начать любой лист бумаги с фразы "В материалах XXVII съезда партии большое внимание уделено вопросу", далее вписать нужное, и этого было достаточно. Теперь приходится соображать самостоятельно. Итак, данный реферат (в большей части это скорее автореферат, хотя и будет предпринята попытка коснуться литературы по этому вопросу), озаглавлен "Смысл воспитания". Обращаясь к справочной литературе, можно описать воспитание как "процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением" ([Ошибка! Закладка не определена.], с.248). Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.
Следует сразу отделить два различных понятия - воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по мнению автора, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения. Рамки темы достаточно широки (строго говоря, поэтому она и была выбрана), и не ограничены высшей школой. Поэтому из данной работы скорее всего получится автобиография с попыткой осмысления.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. Педагогика как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс [Ошибка! Закладка не определена.] - педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть.
Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания является личность. Под личностью здесь понимается (согласно [Ошибка! Закладка не определена.]) совокупность социально значимых особенностей конкретного человека1. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество
Критерии воспитанности- Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.
В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.
В "Большом энциклопедическом словаре" критерий определяется как "признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки" (Большой…, 1998, С.595).
Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, "выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная "модель", характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности" (Рабочая…, 1996. С.42).
Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: "то, что доступно восприятию, то, что "показывает" наличность чего-либо" (Педагогика…, 1996. С.370).
Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:
внешний вид ребенка;
мимический и пластический образ;
речь;
поведение, складывающееся из отдельных поступков;
избирательная деятельность;
реакции на социальные явления;
система его взаимоотношений с окружающими;
качественность его предметной деятельности;
идеалы.
Диагностика воспитанности- Воспитание - процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно.
Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап?
Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатом воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика. Нам уже известно, что это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса воспитания.
Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных "измерителей" результативности воспитания. Сегодня об уровне воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.
Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей. Критерии воспитанности условно можно подразделить на "жесткие" и "мягкие".
"Жесткие критерии в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых преступлений, число молодых людей, отбывающих наказание; число разводов и распавшихся семей; число брошенных детей, темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи, раннее материнство, число больных СПИДом и т.д.
Для характеристики школьного воспитания применяются "мягкие" облегченные критерии. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они разрабатываются лишь для отдельных - нравственных, трудовых, эстетических качеств.
Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности (коллектива) в единстве, еще никому не удавалось. Сегодня школьным воспитателям приходится пользоваться "усеченными" методиками.
Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива - и частные критерии для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые - конкретные задачи воспитательного процесса.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Некоторые практические методы диагностики, используемые для оценки проявлений воспитанности.
Прямые вопросы типа: "Что такое честность?", "зачем людям нравственность?" и т.п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их.
Сочинения на заданную тему: "Мой идеал современника", "Милосердие - как я это понимаю" и т.п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья.
3)Имеет диагностическое значение позиция "умолчания", характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов.
4)Личные беседы.
5)Метод воспитывающих ситуаций.
Он решает 2 задачи:
1) диагностика уровня развития требуемых качеств;
2) воспитание этих качеств.
Выделяются такие виды ситуаций:
проверочная;
воспитывающая;
контролирующая;
закрепляющая;
не предусмотренная воспитателем, но помогающая;
не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.
- 1.Сущность воспитания в широком социальном, широком педагогическом и узком педагогическом смысле.
- 2.Структура воспитания
- 3.Основные признаки воспитания.
- 4.Формирование отношения к себе и окружающему миру как суть воспитания.
- 5.«Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки» о.С.Газмана.
- 6.«Культурологическая концепция личностно ориентированного образования» е.В.Бондаревской.
- 8.«Концепция личностно ориентированного воспитания» в.В.Серикова.
- 9.«Концепция воспитания человека в культуре» н.Е.Щуркова.
- 13.Противоречия воспитания.
- 14.Характеристика противоречий жизни в воспитании.
- 15.Сущность педагогического взаимодействия.
- 16.Стратегии педагогического взаимодействия.
- 17.Феномен педагогического взаимодействия.
- 18.Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия.
- 19.Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия
- 20.Позиция педагога в педагогическом взаимодействии.
- 21.Цель воспитания как условие осмысленного отбора содержания воспитания.
- 22.Понятие о гармонично развитой личности
- 24.Содержание воспитания
- 25.Смысл, критерии и процедура диагностики воспитанности.
- 26.Общая характеристика форм воспитания
- 27.Выбор форм воспитания.
- 28.Методы воспитания: сущность понятия, выбор методов воспитания.
- 29.Классификация методов воспитания г.И.Щукиной.
- 30.Классификация методов воспитания б.Т.Лихачева.
- 32.Методы формирования сознания личности.
- 33.Методы организации деятельности.
- 34.Метод соревнования, субъектно-прагматический метод.
- 35.Метод поощрения
- 36.Метод наказания.