26.Общая характеристика форм воспитания
Форма - это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.
Всякое явление, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму, существуя через нее для другого, и благодаря этой форме вообще существует, разместясь в ряду действительных явлений, утверждая свое отличие от других.
Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога (либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом:
Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Если это изобразительное средство - его рассматривают.
Если это звуки, их слушают.
Если это материал, им манипулируют..
Так рождается форма деятельности группы детей или отдельного ребенка, которому предложено определенное средство. Привлеченное средство задает форму. И лишь поверхностному глазу непрофессионала кажется, будто педагог придумывает форму, создает форму, творит форму. Он творит синтез средств.
Сочетание картинок, музыки, юмора, нежности, тишины, цветов, игры в совместной работе - вот один образ.
Сочетание учебника, дневника, режима, отметки, опроса, контроля, угрозы - вот другой образ.
Сочетание красок, молотка, гвоздей, бригадных групп, песни, состязания, ролевой игры, рефлексии создают третий образ.
Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.
Завершенная форма предстает для сторонннего наблюдателя как плод фантазии, выдумка. Именно так преподносятся так называемые "новационные формы работы". Но не форма - дитя творчества, а отобранное, осмысленное, интерпретированное средство. Творил педагог, когда из множества предметов выбирал то единственное средство, которое могло бы сыграть роль оптимального.
Категорию формы зачастую употребляют в суженном -значении, подразумевая лишь форму работы с детьми на какой-то данный момент. Например, говорят:
"Педагог избрал игровую форму"; "педагог провел тре-нинговую форму"; "педагог предложил лекционную форму; "педагог организовал диспут" и т.д. Тогда формой становится конкретная разновидность либо метода, либо воспитательного воздействия. При тесном переплетении понятий "метод" и "форма" (метод для восприятия облечен в какую-то форму непременно) говорить о "формах" работы с детьми трудно, так как, скорее, речь идет о "методе" работы с детьми.
Форма воспитательного процесса выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленительность эпизода жизни переносится на объект - теперь пленительным для субъекта становится сам объект. Так, испытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ребенок проявляет любовь к стихам, пленяясь их мелодичностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.
Форма обеспечивает пленительность всего воспитательного процесса. поэтому важно продумывать и оформление школьного вестибюля, и гардеробные комнаты, и учебные аудитории, но столь же важна одежда детей для педагогов, не менее значимо оформление праздников, уроков, классных групповых дел и школьных ритуалов и символов.
В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею. Например, педагог ставит своей задачей приобщение детей к музыке и развитие способности слышать музыку. Он рассказывает своим воспитанникам историю трехлетнего заточения Паганини в замок любящей его женщиной, о личностных изменениях, которые происходили с молодым музыкантом в эти три года романтической любви, и сообщает, что там, в замке, Паганини писал сонаты для скрипки и гитары, потому что его любимая играла на гитаре. "В сонатах они вели разговор друг с другом"... - говорит педагог. "А их можно послушать?" - спрашивают дети...
- 1.Сущность воспитания в широком социальном, широком педагогическом и узком педагогическом смысле.
- 2.Структура воспитания
- 3.Основные признаки воспитания.
- 4.Формирование отношения к себе и окружающему миру как суть воспитания.
- 5.«Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки» о.С.Газмана.
- 6.«Культурологическая концепция личностно ориентированного образования» е.В.Бондаревской.
- 8.«Концепция личностно ориентированного воспитания» в.В.Серикова.
- 9.«Концепция воспитания человека в культуре» н.Е.Щуркова.
- 13.Противоречия воспитания.
- 14.Характеристика противоречий жизни в воспитании.
- 15.Сущность педагогического взаимодействия.
- 16.Стратегии педагогического взаимодействия.
- 17.Феномен педагогического взаимодействия.
- 18.Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия.
- 19.Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия
- 20.Позиция педагога в педагогическом взаимодействии.
- 21.Цель воспитания как условие осмысленного отбора содержания воспитания.
- 22.Понятие о гармонично развитой личности
- 24.Содержание воспитания
- 25.Смысл, критерии и процедура диагностики воспитанности.
- 26.Общая характеристика форм воспитания
- 27.Выбор форм воспитания.
- 28.Методы воспитания: сущность понятия, выбор методов воспитания.
- 29.Классификация методов воспитания г.И.Щукиной.
- 30.Классификация методов воспитания б.Т.Лихачева.
- 32.Методы формирования сознания личности.
- 33.Методы организации деятельности.
- 34.Метод соревнования, субъектно-прагматический метод.
- 35.Метод поощрения
- 36.Метод наказания.