logo
teoria_vospitania

22.Понятие о гармонично развитой личности

Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Гармоническое развитие включает в себя не только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. Для характеристики человека и его сущности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна форма развития от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в связи созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений. 23.Основные подходы проектирования цели воспитания.

Проектирование целей процесса обучения

Проблемы проектировании целей образовательного процесса. Проектирование диагностично заданных целей . Способы постановки целей Таксономия педагогических целей в отечественной и зарубежной дидактике. Различные категории педагогических целей, относящиеся к когнитивной, области.. Деятельностный подход к проектированию целей обучения в ВУЗе Конкретизация целей учебного курса.

Проблемы проектировании целей образовательного процесса.

Работая на различных курсах повышения квалификации педагогов, мне пришлось убедиться, что вопрос о постановке педагогической цели и задач своего курса, отдельного раздела, конкретного занятия вызывает у слушателей существенный интерес. Действительно, одна из главных особенностей педагогической деятельности в том, что она всегда целенаправленна. И цель педагогического процесса всегда связана с развитием, обучением человека, с его совершенствованием.

Конечно, педагогических целей много, они разнообразны. Существуют цели, которые общество и государство ставит перед системой образования. В свою очередь в системе образования на каждой ступени цели своеобразны. Каждое образовательное учреждение, будь то вуз или школа, осуществляя педагогический процесс, движется к своей цели. И, наконец, преподаватель, учитель, задумывая и проводя конкретное занятие, обязательно ставит определенные цели.

Педагогическая цель сложна. Задумайтесь, что значит развивать человека? Сколько здесь можно выделить граней, аспектов? Современная философия, социология, психология утверждают, что человек – это существо био-, психо-, социально-, природно-космическое. Про каждого человека можно сказать, что он индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Великий советский психолог Б.Г.Ананьев говорил: «если личность – вершина развития человека, то индивидуальность – его глубина».

И все это должен помнить педагог? Как же тогда поставить цель конкретного занятия? И еще один важный вопрос: как определить, что она достигнута? Вот эти вопросы и будут обсуждаться в предложенном материале?

Прежде чем рассматривать проблему формулировки педагогических целей с учетом основных положений технологичного подхода к обучения, необходимо ответить на ряд вопросов:

Наиболее продуктивным подходом к целеопределению на сегодняшний день может стать путь исследовательский, при котором должна быть изучена будущая жизнедеятельность выпускников данного учебного заведения в 3-5-летней перспективе и на этой основе назначены все доступные нам сегодня диагностичные цели образования. Почему в 3—5-летней перспективе?

Во-первых, потому, что жизнедеятельность общества в течение этого срока остается относительно стабильной и поддается прогнозированию. Во-вторых, деятельность выпускника учебного заведения в течение этого периода еще опирается на знания, почерпнутые в учебном заведении. Позже их начинает развивать и замещать опыт, приобретенный из среды. Наконец, в-третьих, к концу этого периода начинается естественный профессиональный рост молодого специалиста и его продвижение по иерархической служебной лестнице, сопровождаемое различными формами дальнейшего образования.