logo
teoria_vospitania

9.«Концепция воспитания человека в культуре» н.Е.Щуркова.

Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е.Щурковой в своей основе опирается на многолетнюю опытно-экспериментальную работу во многих школах целого ряда регионов России и ориентирована на воспитание у школьника своего отношения к миру: школьник вместе в педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир. Результатом этих исследований является в своём роде уникальная “Программа воспитания школьников”, которая уже принята в целом ряде учебных заведений и находится в постоянном поиске и совершенствовании, что говорит о большой гибкости и динамичности, т.е. непрерывной связи с реальной жизнью.

Основаниями Программы воспитания являются:

^ Лейтмотивом Программы воспитания выступает ценностное отношение к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. И, вступая во взаимодействие с этим все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром.

Создание созидательной Программы воспитания базируется на вычленении из контекста, многоплановой, многоцветной противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующие достойную Человека жизнь, а также расположение их в последовательности, как бы проецируя последовательное, согласно возрастному развитию, разворачивание осмысления ребенком жизни как таковой:

Жизнь Природы с ее объективными закономерностями, столь близкой малышу-первокласснику, еще самому так зависящему от натуры; ключевой ценностью программы “Первоклассник” является “природа”, а конечным результатом завершения программы станет ценностное отношение к природе как дому человечества.

Жизнь Человека, вольноотпущенника природы, но, тем не менее, продукта природы, и, одновременно, носителя и творца культуры; противоречие это острее всего чувствует подросток, обретающий способность к самосознанию; ключевая ценность программы “Младший подросток” — “человек” как феномен этого мира, конечный же результат — признание Человека наивысшей ценностью.

Жизнь Общества, удивительного феномена объединения людей, только и способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, однако непрестанно стремящихся к автономии и независимости; эта проблема впервые станет в своей остроте перед старшим подростком; ключевой ценностью программы. “Старший подросток” является ценность “общества”, а конечный результат — сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.

Образ жизни, достойный Человека, как продукт воли, деятельности, творчества самого человека; на этот мировоззренческий уровень выходит старшеклассник на пороге своей ранней юности и самостоятельного выбора жизненного пути; ключевая ценность программы “Старшеклассник” — “жизнь”, конечный результат — формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.

Заключительным этапом школьного воспитания становится личностный внутренний мир “Я”, эмансипированный от других, обретающий свои индивидуальные основы и свое индивидуальное содержание и устанавливающий связь этого “Я” и “жизни”; ключевая ценность программы “Выпускник” — жизненная позиция, в итоге — состоявшийся выбор жизненной позиции.

Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг — ступенька вверх в духовном и физическом становлении. И для каждого возраста — особая модификация Программы воспитания, возрастная модификация.

Наивысшие ценности жизни в качестве предмета осмысления включены в систему модификационных программ Воспитания. Такое введение неслучайно, ибо проблемы жизни, которые вечно решает человечество и которые каждый раз заново приходится решать отдельному человеку, напрямую связаны с отношением, в первую очередь, именно к этим наивысшим ценностям: “человек”, “жизнь”, “природа”, “общество”, “моё Я”. Школьное воспитание, определив целью “личность, способную строить жизнь, достойную “Человека”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры.

Предложенная Программа воспитания носит “примерный” характер, служа опорой для создания конкретной рабочей программы воспитания школьника в конкретных обстоятельствах школы и региона.