9.«Концепция воспитания человека в культуре» н.Е.Щуркова.
Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е.Щурковой в своей основе опирается на многолетнюю опытно-экспериментальную работу во многих школах целого ряда регионов России и ориентирована на воспитание у школьника своего отношения к миру: школьник вместе в педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается понять и полюбить этот мир. Результатом этих исследований является в своём роде уникальная “Программа воспитания школьников”, которая уже принята в целом ряде учебных заведений и находится в постоянном поиске и совершенствовании, что говорит о большой гибкости и динамичности, т.е. непрерывной связи с реальной жизнью.
Основаниями Программы воспитания являются:
педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;
педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир на уровне современной культуры;
определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений — как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру;
максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка;
поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни;
философско-педагогические представление о содержании жизни достойного Человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, но ставит человека перед рядом новых бесконечных проблем, а значит, представление о воспитании как приобщении и приучении к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой свободный выбор.
^ Лейтмотивом Программы воспитания выступает ценностное отношение к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. И, вступая во взаимодействие с этим все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром.
Создание созидательной Программы воспитания базируется на вычленении из контекста, многоплановой, многоцветной противоречивой жизни в ее культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующие достойную Человека жизнь, а также расположение их в последовательности, как бы проецируя последовательное, согласно возрастному развитию, разворачивание осмысления ребенком жизни как таковой:
Жизнь Природы с ее объективными закономерностями, столь близкой малышу-первокласснику, еще самому так зависящему от натуры; ключевой ценностью программы “Первоклассник” является “природа”, а конечным результатом завершения программы станет ценностное отношение к природе как дому человечества.
Жизнь Человека, вольноотпущенника природы, но, тем не менее, продукта природы, и, одновременно, носителя и творца культуры; противоречие это острее всего чувствует подросток, обретающий способность к самосознанию; ключевая ценность программы “Младший подросток” — “человек” как феномен этого мира, конечный же результат — признание Человека наивысшей ценностью.
Жизнь Общества, удивительного феномена объединения людей, только и способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, однако непрестанно стремящихся к автономии и независимости; эта проблема впервые станет в своей остроте перед старшим подростком; ключевой ценностью программы. “Старший подросток” является ценность “общества”, а конечный результат — сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.
Образ жизни, достойный Человека, как продукт воли, деятельности, творчества самого человека; на этот мировоззренческий уровень выходит старшеклассник на пороге своей ранней юности и самостоятельного выбора жизненного пути; ключевая ценность программы “Старшеклассник” — “жизнь”, конечный результат — формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.
Заключительным этапом школьного воспитания становится личностный внутренний мир “Я”, эмансипированный от других, обретающий свои индивидуальные основы и свое индивидуальное содержание и устанавливающий связь этого “Я” и “жизни”; ключевая ценность программы “Выпускник” — жизненная позиция, в итоге — состоявшийся выбор жизненной позиции.
Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг — ступенька вверх в духовном и физическом становлении. И для каждого возраста — особая модификация Программы воспитания, возрастная модификация.
Наивысшие ценности жизни в качестве предмета осмысления включены в систему модификационных программ Воспитания. Такое введение неслучайно, ибо проблемы жизни, которые вечно решает человечество и которые каждый раз заново приходится решать отдельному человеку, напрямую связаны с отношением, в первую очередь, именно к этим наивысшим ценностям: “человек”, “жизнь”, “природа”, “общество”, “моё Я”. Школьное воспитание, определив целью “личность, способную строить жизнь, достойную “Человека”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры.
Предложенная Программа воспитания носит “примерный” характер, служа опорой для создания конкретной рабочей программы воспитания школьника в конкретных обстоятельствах школы и региона.
- 1.Сущность воспитания в широком социальном, широком педагогическом и узком педагогическом смысле.
- 2.Структура воспитания
- 3.Основные признаки воспитания.
- 4.Формирование отношения к себе и окружающему миру как суть воспитания.
- 5.«Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки» о.С.Газмана.
- 6.«Культурологическая концепция личностно ориентированного образования» е.В.Бондаревской.
- 8.«Концепция личностно ориентированного воспитания» в.В.Серикова.
- 9.«Концепция воспитания человека в культуре» н.Е.Щуркова.
- 13.Противоречия воспитания.
- 14.Характеристика противоречий жизни в воспитании.
- 15.Сущность педагогического взаимодействия.
- 16.Стратегии педагогического взаимодействия.
- 17.Феномен педагогического взаимодействия.
- 18.Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия.
- 19.Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия
- 20.Позиция педагога в педагогическом взаимодействии.
- 21.Цель воспитания как условие осмысленного отбора содержания воспитания.
- 22.Понятие о гармонично развитой личности
- 24.Содержание воспитания
- 25.Смысл, критерии и процедура диагностики воспитанности.
- 26.Общая характеристика форм воспитания
- 27.Выбор форм воспитания.
- 28.Методы воспитания: сущность понятия, выбор методов воспитания.
- 29.Классификация методов воспитания г.И.Щукиной.
- 30.Классификация методов воспитания б.Т.Лихачева.
- 32.Методы формирования сознания личности.
- 33.Методы организации деятельности.
- 34.Метод соревнования, субъектно-прагматический метод.
- 35.Метод поощрения
- 36.Метод наказания.