logo
teoria_vospitania

30.Классификация методов воспитания б.Т.Лихачева.

Педагогическая классификация методов воспитания, предложенная Б.Т. Лихачевым, основывается на логике целостного педагогического процесса, необходимости организации разнообразной деятельности детей, их взаимоотношений, стимулирования самодеятельности и самовоспитания.

I группу методов воспитания составляют методы педагогической организации детского воспитательного коллектива: коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные требования и традиции, самоуправление, соревнование.

II группа методов представлена как методы повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия субъектов жизнедеятельности, отношений, самоорганизации: методы уважения личности ребенка, педагогическое требование, убеждение, обсуждение разных вопросов, понимание как прием убеждения, доверие, побуждение, сочувствие, предупреждение как прием убеждения, критика, конфликтные ситуации и способы их решения.

III группа – методы детской самодеятельности, включают в себя способы самоорганизации духа, чувства, разума, воли, поведения. Среди них самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение, самовоспитание, самообучение, самообладание, самоограничение, самоторможение, самонаказание.

IV группа представлена как методы педагогического влияния, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения, побуждения детей к саморегуляции, самовоспитанию, самостимулированию.

Эта группа методов представляет собой инструменты педагогического и психологического обращения воспитателя к детям в целях коррекции их сознания, чувств, воли, поведения, стимулирования или торможения деятельности, побуждения к саморегуляции.

Выделяется 3 подгруппы методов:

а) подгруппа методов обращения и самообращения к сознанию (пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения);

б) подгруппа методов обращения к чувству (обращение к совести, к самолюбию и чести, к любви, к стыду, к состраданию, к чувству справедливости).

в) подгруппа методов обращения к воле и поступку (внушение, требование, упражнение, поощрение, наказание и т.д.).

В последнее время высказывается мысль о том, что возможна разработка методов воспитания по таким направлениям, как методы организации воспитывающей среды, методы организации воспитательных дел; методы духовного взаимодействия с воспитанниками.