19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
Это основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Она отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Определяет основные цели и задачи образования. Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; -академическую мобильность обучающихся; - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. 4
Определяет задачи гос-ва в сфере образования. Государство в сфере образования обязано обеспечить - реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; - сохранение и развитие единого образовательного пространства России; - формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; - условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов; - ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи; - воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; - доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе; - предоставление бесплатных учебников; доступность учебной и научной литературы; - высокую занятость трудоспособного населения, соблюдение трудового законодательства, - сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; - реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
Ожидаемые результаты реализации доктрины. Система образования должна обеспечить: бесплатным дошкольным образованием - всех желающих обязательным и бесплатным основным общим образованием -все население; общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием — все население; общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих; общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием - всех желающих; бесплатным высшим профессиональным образованием — каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования; бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу; дополнительным образованием - всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе; общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся. Доктрина говорит о педагогических кадрах. Регулирует оплату труда и пенсионное обеспечение
К 19
Национальная доктрина образования в Российской Федерации(далее Доктрина)– основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Государство в сфере образования обязано обеспечить:
реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;
ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;
воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
создание социально–экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;
сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;
качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;
государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
реализацию условий для получения качественного образования детьми–сиротами, детьми–инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;
доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;
интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций. Также в Доктрине оговорены условия труда педагогов и их материальное обеспечение, стипендии учащихся и студентов, а также система финансирования системы образования (3 этапа: антикризисный этап (2000 – 2003 годы), второй этап ( 2004-2010годы), третий этап (2011-2025 годы))
- 1. Предмет педагогики, ее задачи и место в системе гуманитарных наук.
- 1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект
- 2. Понятие «образование»: сущность и социально-педагогические функции.
- 3. Понятие «воспитание»: сущность и его цели. Гуманистическая направленность воспитания в современной Российской педагогике.
- 4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
- 5. Понятие «непрерывное образование»: его сущность, социальная и личностная значимость.
- 6. Понятие «самообразование»: сущность, место и роль в процессе непрерывного образования человека.
- 7. Инновации в современном образовании: истоки, сущность, проблемы.
- 8. Закон рф «Об образовании» (1996) о демократизации и гуманизации образования.
- 9. Федеральная целевая программа развития образования в России на 2006-2010 годы, основные направления обновления образования.
- 10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.
- 11. Объективные факторы, обуславливающие развитие и формирование личности.
- 12. Деятельность как средство и условие развития и воспитания личности.
- 13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
- 14. Функции педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
- 15. Сущность, цели и структура процесса воспитания.
- 16. Закономерности и принципы воспитания.
- 45. Система принципов воспитания
- 17. Сущность нравственного воспитания и его проблемы в современных условиях.
- 19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
- 20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
- 21. Воспитание ребенка в семье.
- 22. Конвенция оон о правах ребенка и ее реализация в современных условиях.
- Конвенция о правах ребенка
- 23. Воспитание гражданина в педагогических трудах в.А.Сухомлинского.
- Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
- Характеристика процесса самовоспитания. Ведущие методы и средства.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 26. Личносто-ориентированный подход к детям в процессе воспитания.
- 26. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- 27. Основные идеи педагогической концепции а.С. Макаренко: современна ли она?
- 29. Методы воспитания
- 30. Эстетическое воспитание детей.
- 31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
- 32. Методы обучения: сущность, педагогические функции, классификация.
- 33. Игра как форма и метод обучения.
- 35. Современные информационные технологии в обучении.
- 36. Учёт возрастных особенностей детей в процессе обучения.
- 37. Принцип природосообразности обучения.
- 38. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
- 3. Проблемный метод (проблемное изложение).
- 39. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения.
- 40. Содержание образования и основные тенденции его развития в XXI веке.
- 40. ( По версии КонанчукС.В.)