logo
ответы по педагогике

4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.

Обучение – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учётом требований современной жизни и деятельности.

Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два компонента этого процесса — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Теорию образования и обучения разрабатывает дидактика – отрасль педагогики. В истории дидактики имеется 2 взгляда на цели обучения:

Перечень целей в познавательной группе, имеющей первостепенное значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений:

Сущность процесса обучения – стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний:

Компоненты процесса обучения:

Функции процесса обучения:

Признаки современного обучения: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); 3) педагогическое руководство; 4) планомерная специальная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них - между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.