16. Закономерности и принципы воспитания.
Эффективность воспитательного процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных закономерностей психических явлений, их специфики, зависящей от разнилчных внеш. и внутренних факторов.
Закономерности - определенные связи различных компонентов воспитания, реализация которых помогает достичь наибольших успехов в воспитании.
Закономерности:
1.сложившиеся воспитательные отношения, подразумевающие определенную позицию воспитанника по отношению к воспитателю, являющуюся опорой для педагогического воздействия
2. действия воспитателя (должны определятся целью воспитания)
3. направленность воспитания на действительное состояние социальной среды
4. гармоничное сочетание объективных и субъективных фактов воспитания
5. способность и мотивация к самовоспитанию
6. активное участие в процессе как педагогов, так и воспитанников
7. единство всех сторон деятельности
8. обеспечение необходимого уровня квалификации педагогов и соответствующего содержания воспитания
9. опора на внутренние потребности и интересы воспитанников
10. последовательность воспитания
11. формирование положительных отношений в коллективе воспитанников.
Принципы воспитания – общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы.
Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
Вместе с тем принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.
Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
— общественная направленность воспитания;
— связь воспитания с жизнью, трудом;
— опора на положительное в воспитании;
— единство воспитательных воздействий.
В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения.
Другой источник
Противоречия процесса воспитания и его основные закономерности
Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обусловливается противоречиями, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, что поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Их «рассогласование» побуждает ученика активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Назначение воспитания — правильно направить формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятны, например, противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Противоречие между словом и делом также нередко становится причиной многих воспитательных затруднений.
Роль воспитателя состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает процесс, внимательно анализирует последствия своих действий и делает из них правильные выводы.
Для практики воспитания важнее всего знать, как связана эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его характеристиками, условиями, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.
Эффективность воспитания зависит от следующих факторов:
От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в том числе и через его отношение к воспитателю, его воспитательным влияниям. Если это отношение положительное, проблем нет. Если отрицательное, то процесс воспитания тормозится, результаты его невысокие. Негативное отношение нужно сперва сменить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает сомнению, установленный порядок кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс, когда воспитанник не согласен с воспитателем. Заповедь гуманистической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника.
От соответствия цели и действий по ее достижению. Если действия, организация воспитания не соответствуют цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем целесообразнее организация, чем больше применяемые формы, средства и методы отвечают поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.
От соответствия практики и воспитательного влияния. Воспитательный процесс характерен тем, что воспитанник сразу же все, о чем ему говорит воспитатель, проверяет на практике. И какое же разочарование постигает его, когда он убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слов и дел. Изменять существующую практику в лучшую сторону нужно очень осторожно и постепенно. Погоня за быстрым успехом незамедлительно покажет несоответствие воспитания и жизни.
От совместного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (экономические, материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение факторов придает воспитанию неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны создаваться надлежащие условия.
От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — деятельность школьника, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания он выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно связано с содержанием жизни школьников, их интересами отношениями, характерными для их возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время является его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, свои положительные качества и недостатки, силой воли мог преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик стремится к совершенствованию.
От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения. Известно, что если два процесса связаны в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают затруднения, которые отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.
От качества воспитательного действия педагога. При неквалифицированном, недостаточном по объему или запаздывающем во времени — результаты воспитания будут низкими.
От согласования педагогических действий и возможностей воспитанников. Практика показывает, что возможности воспитанника не всегда совпадают с требованиями воспитателя. Случается, они не совпадают в какой-то отдельной части. Вот почему ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения.
Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса. В практике воспитания постоянно подтверждается зависимость результатов от сложившихся отношений, соответствия цели и деятельности, практики и воспитательного влияния, действия субъективных и объективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания и др.
- 1. Предмет педагогики, ее задачи и место в системе гуманитарных наук.
- 1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект
- 2. Понятие «образование»: сущность и социально-педагогические функции.
- 3. Понятие «воспитание»: сущность и его цели. Гуманистическая направленность воспитания в современной Российской педагогике.
- 4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
- 5. Понятие «непрерывное образование»: его сущность, социальная и личностная значимость.
- 6. Понятие «самообразование»: сущность, место и роль в процессе непрерывного образования человека.
- 7. Инновации в современном образовании: истоки, сущность, проблемы.
- 8. Закон рф «Об образовании» (1996) о демократизации и гуманизации образования.
- 9. Федеральная целевая программа развития образования в России на 2006-2010 годы, основные направления обновления образования.
- 10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.
- 11. Объективные факторы, обуславливающие развитие и формирование личности.
- 12. Деятельность как средство и условие развития и воспитания личности.
- 13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
- 14. Функции педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
- 15. Сущность, цели и структура процесса воспитания.
- 16. Закономерности и принципы воспитания.
- 45. Система принципов воспитания
- 17. Сущность нравственного воспитания и его проблемы в современных условиях.
- 19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
- 20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
- 21. Воспитание ребенка в семье.
- 22. Конвенция оон о правах ребенка и ее реализация в современных условиях.
- Конвенция о правах ребенка
- 23. Воспитание гражданина в педагогических трудах в.А.Сухомлинского.
- Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
- Характеристика процесса самовоспитания. Ведущие методы и средства.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 26. Личносто-ориентированный подход к детям в процессе воспитания.
- 26. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- 27. Основные идеи педагогической концепции а.С. Макаренко: современна ли она?
- 29. Методы воспитания
- 30. Эстетическое воспитание детей.
- 31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
- 32. Методы обучения: сущность, педагогические функции, классификация.
- 33. Игра как форма и метод обучения.
- 35. Современные информационные технологии в обучении.
- 36. Учёт возрастных особенностей детей в процессе обучения.
- 37. Принцип природосообразности обучения.
- 38. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
- 3. Проблемный метод (проблемное изложение).
- 39. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения.
- 40. Содержание образования и основные тенденции его развития в XXI веке.
- 40. ( По версии КонанчукС.В.)