20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Процесс непрерывный, длящийся всю жизнь.
Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Воспитание — главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация.
Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации — преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация.
Механизмы социализации:
1. Подавление - вытеснение из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений.
2. Изоляция как механизм социализации связана с тем, что человек вытесняет неприятные для него впечатления.
3. Проекция - приписывание собственных недостатков другим.
4. Идентификация - подсознательно уподобляет себя своим товарищам, которые служат для него образцом поведения.
5. Эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.
6. Интеллектуализация - начинает рассуждать абстрактно и ищет выход из сложной ситуации как бы не для себя, а для другого человека.
Факторы социализации:
- макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
- микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные и др.).
В последние годы возрастает значение макрофакторов, природно-географических условий, которые как прямым и косвенным путем влияют на становление личности. Экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме.
Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.).
В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды. В каждой этнической группе складывается своё представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.
Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.
Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей. Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта. Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности. Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов.
В условиях демократических форм взаимодействия возможны такие способы социализации, как: индивидуализация; актуализация «Я»; самореализация (проявление собственного «Я», превращения потенциальных возможностей в актуальные, удовлетворение потребности в самореализации, уверенность в высказывании мнений, самостоятельность в решении проблем, инициативность); интеграция (приобщение личности к нормам и ценностям сообщества, мировых социальных институтов и к цивилизации за счет развития и обогащения национальной культуры); конструктивное взаимодействие (усвоения индивидом идеалов, ценностей социальной жизни путем саморазвития и воспитания и содействия прогрессу социального окружения).
При тоталитарных условиях жизнедеятельности человека наблюдаются, по мнению Э. Фромма, такие способы социализации, как мазохизм (моральное унижение, подчинение, садизм (обретение над другими неограниченной власти), деструкция (человек избавляется от чувства собственного бессилия путем разрушения окружающей среды), конформизм ( отказ от собственного «Я», унификация «Я»).
- 1. Предмет педагогики, ее задачи и место в системе гуманитарных наук.
- 1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект
- 2. Понятие «образование»: сущность и социально-педагогические функции.
- 3. Понятие «воспитание»: сущность и его цели. Гуманистическая направленность воспитания в современной Российской педагогике.
- 4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
- 5. Понятие «непрерывное образование»: его сущность, социальная и личностная значимость.
- 6. Понятие «самообразование»: сущность, место и роль в процессе непрерывного образования человека.
- 7. Инновации в современном образовании: истоки, сущность, проблемы.
- 8. Закон рф «Об образовании» (1996) о демократизации и гуманизации образования.
- 9. Федеральная целевая программа развития образования в России на 2006-2010 годы, основные направления обновления образования.
- 10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.
- 11. Объективные факторы, обуславливающие развитие и формирование личности.
- 12. Деятельность как средство и условие развития и воспитания личности.
- 13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
- 14. Функции педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
- 15. Сущность, цели и структура процесса воспитания.
- 16. Закономерности и принципы воспитания.
- 45. Система принципов воспитания
- 17. Сущность нравственного воспитания и его проблемы в современных условиях.
- 19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
- 20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
- 21. Воспитание ребенка в семье.
- 22. Конвенция оон о правах ребенка и ее реализация в современных условиях.
- Конвенция о правах ребенка
- 23. Воспитание гражданина в педагогических трудах в.А.Сухомлинского.
- Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
- Характеристика процесса самовоспитания. Ведущие методы и средства.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 26. Личносто-ориентированный подход к детям в процессе воспитания.
- 26. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- 27. Основные идеи педагогической концепции а.С. Макаренко: современна ли она?
- 29. Методы воспитания
- 30. Эстетическое воспитание детей.
- 31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
- 32. Методы обучения: сущность, педагогические функции, классификация.
- 33. Игра как форма и метод обучения.
- 35. Современные информационные технологии в обучении.
- 36. Учёт возрастных особенностей детей в процессе обучения.
- 37. Принцип природосообразности обучения.
- 38. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
- 3. Проблемный метод (проблемное изложение).
- 39. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения.
- 40. Содержание образования и основные тенденции его развития в XXI веке.
- 40. ( По версии КонанчукС.В.)