13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
Педагогические способности:
организаторские – умения сплотить коллектив, спланировать работу, подвести итоги;
дидактические – умения подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно и последовательно изложить, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность;
перцептивные – умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
коммуникативные – умение устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса;
суггестивные – эмоциональное влияние на обучаемых;
ислледовательские – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
научно-познавательные – способность усвоения научных знаний в избранной области.
Профессиональные качества:
владение методикой преподавания предмета;
психологическая подготовка;
общая эрудиция и широкий культурный кругозор;
педагогическое мастерство;
организаторские умения и навыки;
педагогический такт;
владение технологиями общения и ораторского искусства;
склонность к работе с детьми, любовь к детям, гуманизм, педагогический такт.
трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость;
научная увлеченность, систематическое повышение квалификации.
Виды педагогической деятельности: практическая по обучению и воспитанию, методическая работа, исследовательская, управленческая.
Этапы педагогической деятельности: планирование, организация (постановка учебных задач), регулирование (стимулирование с помощью похвалы, подбадривания), контроль, оценка, анализ результата.
Ян Амос Коменский:
- «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чему-то полезному».
- «Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».
Константин Дмитриевич Ушинский:
Особое внимание уделял подготовке учителя.
- «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,
хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».
- 1. Предмет педагогики, ее задачи и место в системе гуманитарных наук.
- 1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект
- 2. Понятие «образование»: сущность и социально-педагогические функции.
- 3. Понятие «воспитание»: сущность и его цели. Гуманистическая направленность воспитания в современной Российской педагогике.
- 4. Понятие «обучение»: сущность, структура, движущие силы процесса обучения.
- 5. Понятие «непрерывное образование»: его сущность, социальная и личностная значимость.
- 6. Понятие «самообразование»: сущность, место и роль в процессе непрерывного образования человека.
- 7. Инновации в современном образовании: истоки, сущность, проблемы.
- 8. Закон рф «Об образовании» (1996) о демократизации и гуманизации образования.
- 9. Федеральная целевая программа развития образования в России на 2006-2010 годы, основные направления обновления образования.
- 10. Социально-педагогический идеал личности и его конкретно-историческое воплощение.
- 11. Объективные факторы, обуславливающие развитие и формирование личности.
- 12. Деятельность как средство и условие развития и воспитания личности.
- 13. Современные социальные требования к личности и деятельности педагога.
- 14. Функции педагога в целостном учебно-воспитательном процессе.
- 15. Сущность, цели и структура процесса воспитания.
- 16. Закономерности и принципы воспитания.
- 45. Система принципов воспитания
- 17. Сущность нравственного воспитания и его проблемы в современных условиях.
- 19. Национальная доктрина образования в рф 2000 г. О целях воспитания.
- 20. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы, обуславливающие социализацию.
- 21. Воспитание ребенка в семье.
- 22. Конвенция оон о правах ребенка и ее реализация в современных условиях.
- Конвенция о правах ребенка
- 23. Воспитание гражданина в педагогических трудах в.А.Сухомлинского.
- Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сущность, виды, мотивы.
- Характеристика процесса самовоспитания. Ведущие методы и средства.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 25. Девиантное поведение несовершеннолетних: его профилактика и коррекция.
- 26. Личносто-ориентированный подход к детям в процессе воспитания.
- 26. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
- 27. Основные идеи педагогической концепции а.С. Макаренко: современна ли она?
- 29. Методы воспитания
- 30. Эстетическое воспитание детей.
- 31. Дидактические принципы и их реализация в процессе обучения.
- 32. Методы обучения: сущность, педагогические функции, классификация.
- 33. Игра как форма и метод обучения.
- 35. Современные информационные технологии в обучении.
- 36. Учёт возрастных особенностей детей в процессе обучения.
- 37. Принцип природосообразности обучения.
- 38. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
- 3. Проблемный метод (проблемное изложение).
- 39. Анализ конкретных ситуаций как метод обучения.
- 40. Содержание образования и основные тенденции его развития в XXI веке.
- 40. ( По версии КонанчукС.В.)