34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
Основными требованиями к тесту являются стандартизация, надёжность и валидность. Стандартизация теста подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Для того чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимы, условия тестирования должны быть одинаковыми для всех. Такое требование – всего лишь конкретное применение принципа контроля условий любого научного наблюдения. В тестовой ситуации единственной независимой переменной часто оказывается сам обследуемый. Чтобы обеспечить единообразие условий тестирования, создатель теста даёт подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста. Формулирование таких указаний – важная часть стандартизации нового теста. Она включает точные указания, относительно используемого стимульного материала, временных ограничений, устных инструкций испытуемому, пробных образцов заданий, допустимых ответов на вопросы обследуемого и других тонкостей проведения теста. На выполнение некоторых тестов может влиять множество других, не столь очевидных факторов.. Не последнее место по значению занимает социокультурная адаптированность теста. Это означает соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, если он заимствован в другой стране. Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым условиям. Другой важный этап в стандартизации теста – установление норм. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. Психологические тесты не имеют заранее определённых стандартов их успешного или неуспешного выполнения; критерии выполнения каждого теста устанавливаются опытным путём. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума выявляется на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определённого возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующим разделением по возрасту, полу и ряду других показателей. Эта группа людей называется выборкой стандартизации и служит для установления норм. Всякая норма обычно со временем изменяется вместе с естественными изменениями, которые с годами происходят в психологии людей, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет. Надёжность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надёжность теста проявляется в согласованности оценок у испытуемых при их повторном тестировании тем же самым тестом или его эквивалентной формой. Прежде чем приступать к широкому использованию психологического теста, необходимо провести тщательную объективную проверку его надёжности. Результаты тестирования зависят от множества факторов: качества измерительного инструмента, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе проведения эксперимента обычно приводит к снижению степени надёжности измерений. В основе надёжности теста лежит представление об истинных оценках и ошибках измерения. Для выявления ошибки измерения используют метод ретестирования – повторное обследование одной и той же выборки испытуемых. Однако, несмотря на простоту и возможность определения устойчивости результатов теста в течение времени, недостаток метода состоит в том, что субъект помнит свои ответы, и в случае тестов способностей это может существенно влиять на повторные ответы. Если нужно исключить влияние запоминания на результаты ответов как систематический источник ошибки и учесть влияние временного интервала на ответы, то можно использовать две совокупности заданий, разработанных или отобранных по одной схеме – параллельные тесты. Факторов, влияющих на надёжность тестирования, достаточно много и обеспечивать постоянство их всех практически невозможно, но они гораздо меньше влияют на достоверность получаемых результатов, главным же является надёжность самой методики. Валидность теста свидетельствует о степени его пригодности для оценивания именно того психологического качества, для измерения которого он предназначается. Она предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою функцию. Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но и информирует об условиях, о сфере её применения. Существует несколько разновидностей валидности, каждую из которых нужно рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность может быть внутренней (конструктной) и внешней (критериальной). Внутренняя валидность определяет насколько полно тестовые баллы отражают исследуемые психические свойства или умения и знания, обозначает соответствие содержащихся в методике заданий, суждений и тому подобное общей цели и замыслу методики в целом.. Внешняя валидность определяет полезность тестового измерения в качестве предсказателя поведения, насколько тестовые баллы связаны с некоторой другой деятельностью, речь идёт о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемогоПредсказательная валидность отражает степень, с которой будущий уровень по критерию может быть предсказан предшествующей деятельностью по тесту. Конкурентная валидность отражает степень, с которой тест может быть использован для оценки у индивида актуального уровня по критерию. Предсказательная валидность включает отрезок времени, в течение которого может что-то случиться (люди обучаются, приобретают опыт, подвергаются лечению). Конкурентная валидность отражает только статус индивида в фиксируемое время. Валидность бывает также теоретическая и практическая (эмпирическая). Теоретическая валидность определяется по соответствию показателей исследуемого качества, полученных с помощью данной методики, показателям, полученным посредством других методик – таких, с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемых при помощи разных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если с помощью тестирования оцениваются черты характера испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда будет установлено, что данный человек ведёт себя в жизни именно так, как предсказывает методика, то есть в соответствии с имеющейся у него чертой характера.
- Психология теория
- 1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
- 2.Методы психолого-педагогического исследования.
- 3. Характеристка психических процессов и состоянний
- 4.Возрастно - психологические особенности человека
- 8. Проблема личности в психологии
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10.Психология обучения. Особенности и структура учеб деят-ти.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
- 13. Основные параметры и структуры малой группы.
- 14 Психология общения
- 15 Предмет, задачи и методы психолого-педагогической антропологии
- 16. Психологического здоровье: сущность, структура, критерии нарушений
- 17.Психологическое обследование и изучение детей с ограниченными возможностями.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 22.Семейные конфликты.
- 24.Задачи и направления деятельности психологич-ой службы в системе образования
- 25. Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26..Психологическое консультирование как вид психол-й помощи
- 29.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка
- 30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
- 31. Телефон доверия как форма заочного псих консультирования.
- 32 Понятие психодиагностики,предмет и структура психодиагностики
- 34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- 35.Математико-статистическая обработка полученных в ходе психодиагностического исследования.Компьютерная психодиагностика
- Анализ первичных статистик
- 2. Корреляционный анализ
- 3. Факторный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- Виды заключений
- 37. Понятие психолого- педагогической коррекции. Виды коррекции
- 39.Психологические особенности группоВой и индивидуальНой псих-пед коррекции
- 43.Психологическая диагностика и психолого-пед-я коррекции готовности ребенка к обучению в школе.
- 44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- Основные группы методов.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 46.Тренинговые методы социально-психологического обучения:
- Тренинги коммуникативной компетентности
- Тренинги поло-ролевого взаимодействия
- Тренинги профессиональной компетентности
- Тренинги эффективного родительства
- Тренинги самопознания (развития я-концепции)
- Тренинги личностного роста
- 48. Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения