logo
Психология теория

20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

 Основными задачами конфликтологии, как науки являются:

1.     Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии;

2.     Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;

3.     Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

4.     Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;

5.     Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;

Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые условно можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучения и оценки личности:

1.1.         наблюдение;

1.2.         опрос;

1.3.         тестирование»;

2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:

2.1. наблюдение;

2.2. опрос;

2.3. социометрический метод;

3) Методы диагностики и анализа конфликта:

3.1. наблюдение;

3.2. опрос;

3.3. анализ результатов;

3.4. метод экспертного интервью;

4) Методы управления конфликтами:

4.1. структурный метод;

4.2. метод картографии.

Стадии управления конфликтом.

Стадия 1

Осознание. Эта стадия, подразумевающая что стороны начинают осознавать напряжение (противостояние) - первый признак конфликта. Она возникает в связи с осознанием несовместимости потребностей и ценностей обычно:

из-за утверждения, когда одна сторона высказывает что-то другой стороне или сторонам;

когда одна сторона настаивает на спорном вопросе, которому противостоит другая сторона или стороны;

из-за обратной связи, когда одна сторона дает обратную связь другой стороне, но обратная связь отвергается.

Стадия 2

Оценка. Эта стадия подразумевает понимание сторонами того характера конфликта - либо это конфликт потребностей, либо конфликт ценностей. Ключом к определению корней конфликта потребностей или ценностей - является вопрос: “Имеет ли конфликт реальные и конкретные последствия для сторон?”, то есть влияет ли он на время, собственность, деньги или здоровье участников спора.

Стадия 3

Снижение конфликта. Эта стадия подразумевает снижение уровня эмоционального направления (рассеивание негативных эмоций), разъяснение и понимание различий, чтобы противоборствующие стороны могли урегулировать конфликт, то есть договориться об изменении губительного поведения, а также негативного отношения и чувств по отношению друг к другу. Это, может быть, не будет соглашение, которое решит все разногласия, но оно позволит обеим сторонам продвинуться вперед в понимании различий и установлении взаимного уважения.

Стадия 4

Решение проблемы. Эта стадия подразумевает вступление в процесс решения проблемы для раскрытия образа действий, который удовлетворит основные интересы всех сторон, участвующих в конфликте, и полностью решит конфликтную ситуацию.

Этот процесс управления конфликтом основан на понимании:

- сути конфликта как высокого эмоционального напряжения вокруг осознаваемых различий;

- сути снижения конфликта как рассредоточения высокого эмоционального напряжения и взаимного понимания различий;

- решения конфликта как решения проблемы для получения результата выигрыш/выигрыш.

Ключи к эффективному управлению конфликтом:

Рефлективное слушание, чтобы обеспечить понимание.

Поддержание обратной связи постоянно.

Разграничение к достижению результата выигрыш/выигрыш через согласование интересов.

Суть конфликта - эмоциональное напряжение вокруг осознаваемых различий.

Суть управления конфликтом - рассредоточение эмоционального напряжения.

Решение часто подразумевает обсуждение различий для достижения решения выигрыш/выигрыш (согласования интересов).

Далее мы представляем вводный обзор двух стратегий уменьшения конфликта, который даст вам возможность сравнить их основные черты: пятиступенчатый метод для конфликтов потребностей и семиступенчатый метод для конфликтов ценностей.

Пятиступенчатый метод (конфликты потребностей):

1. Выслушайте позицию собеседника, используя умение рефлективного слушания.

2. Сформулируйте свою позицию и определите интересы, которые лежат в ее основе.

3. Выясните интересы собеседника.

4. Суммируйте и добейтесь согласия по сходству и различию интересов.

5. Если необходимо, переходите к решению проблемы.

21. особенности пед конфликта.Конфликт в психологии определяется как “столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями”[8]. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Среди них можно отметить следующие: - профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми; - участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте; - разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении; - различное понимание событий и их причин участниками (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить разуму; - присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; - профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; - всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; - конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить