logo
Психология теория

30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций

Кризисное консультирование, наряду с кризисной психотерапией направлено на оказание психологической помощи в переживании  критической ситуации.  Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в  жизни человека. Примерами таких событий могут быть: невосполнимая утрата (смерть близкого, утрата здоровья, трудоспособности и т.д.); недопустимое поведение другого (предательство, не оправдание надежд, физическое или сексуальное насилие и др.); объективные изменения статуса, материального положения, жизненных перспектив (увольнение, потеря сбережений, жилища, банкротство). Объединяющая черта этих ситуаций в том, что происшедшее «недопустимое событие» нельзя отменить, оно становится данностью существования.

Если переживая критическую ситуацию человек не находит способов адаптации и не примиряется с новыми обстоятельствами жизни, его психологическое состояние изменяется: он погружается в разрушающие переживания.

Кризисное консультирование начинается с оказания клиенту экстренной психологической помощи, которая в первую очередь направлена на работу с его состоянием, а не с содержанием его проблемы.  Такая помощь базируется на принципах симптомоцентрированного контроля, краткосрочности, реалистичности и личной вовлеченности профессионала. Осуществление этой стратегии связано с созданием специфических отношений с клиентом, основанных на принятии, понимании и безусловно позитивном отношении к нему. Характерные черты  кризисного консультирования — эмпатический контакт, безотлагательность, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей нормализацией состояния, поддержка, фокусированность на основной проблеме, уважение.

 Предполагается, что после нормализации эмоционального состояния и достижения приемлемого уровня адаптации клиент станет более способным к рациональному решению проблемы или психологическому принятию новой жизненной ситуации. Далее психологическая помощь может осуществляться как проблемно-ориентированное консультирование: обсуждается проблема, выявляются действия, уже совершаемые для решения проблемы; выявляются препятствия и обсуждаются возможности клиента. Одна из важнейших линий разрешения проблемы – инициирование поддержки со стороны социальных сетей.

Для осуществления кризисного консультирования психолог должен опираться на знание закономерностей протекания кризисов, вызванных разными инициирующими событиями. Наиболее часто кризисное консультирование осуществляется в связи со следующими проблемами клиентов:

−      посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с переживанием катастрофических событий, потрясением, вызванным участием в военных действиях или иных вооруженных столкновениях;

−      пережитое физическое или сексуальное насилие;

−      переживание острого горя, вызванного невосполнимой утратой;

−      семейные и любовные проблемы, вызванные недопустимым, с точки зрения клиента, поведением партнера или ребенка;

−      резкое ухудшение имущественного и социального статуса.

Поскольку кризисное консультирование преимущественно направлено на работу с состоянием клиента, психолог-консультант должен обладать умениями работать с различными разрушающими эмоциональными переживаниями. Прежде всего, это: гнев, чувство вины, страх и тревога, депрессия, переживание горя. Особенное внимание здесь уделяется риску развития суицидного поведения. Нередко клиент оказывается на консультации лишь после осуществления им неудачной суицидной попытки.

Существует практика кризисного консультирования как в процессе личных встреч с клиентами, так и дистанционно. Дистанционное кризисное консультирование осуществляется сетью телефонов экстренной психологической помощи, которые иногда называют «Телефоны доверия».

Кризисная психотерапия, в отличие от кризисного консультирования, показана при осложненных кризисах, приводящих к развитию болезненных состояний у человека, пережившего кризис, и осуществляется психотерапевтами на фоне медикаментозного лечения.