30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
Кризисное консультирование, наряду с кризисной психотерапией направлено на оказание психологической помощи в переживании критической ситуации. Критическая ситуация связана с внутренними и внешними событиями, происходящими в жизни человека. Примерами таких событий могут быть: невосполнимая утрата (смерть близкого, утрата здоровья, трудоспособности и т.д.); недопустимое поведение другого (предательство, не оправдание надежд, физическое или сексуальное насилие и др.); объективные изменения статуса, материального положения, жизненных перспектив (увольнение, потеря сбережений, жилища, банкротство). Объединяющая черта этих ситуаций в том, что происшедшее «недопустимое событие» нельзя отменить, оно становится данностью существования. Если переживая критическую ситуацию человек не находит способов адаптации и не примиряется с новыми обстоятельствами жизни, его психологическое состояние изменяется: он погружается в разрушающие переживания. Кризисное консультирование начинается с оказания клиенту экстренной психологической помощи, которая в первую очередь направлена на работу с его состоянием, а не с содержанием его проблемы. Такая помощь базируется на принципах симптомоцентрированного контроля, краткосрочности, реалистичности и личной вовлеченности профессионала. Осуществление этой стратегии связано с созданием специфических отношений с клиентом, основанных на принятии, понимании и безусловно позитивном отношении к нему. Характерные черты кризисного консультирования — эмпатический контакт, безотлагательность, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей нормализацией состояния, поддержка, фокусированность на основной проблеме, уважение. Предполагается, что после нормализации эмоционального состояния и достижения приемлемого уровня адаптации клиент станет более способным к рациональному решению проблемы или психологическому принятию новой жизненной ситуации. Далее психологическая помощь может осуществляться как проблемно-ориентированное консультирование: обсуждается проблема, выявляются действия, уже совершаемые для решения проблемы; выявляются препятствия и обсуждаются возможности клиента. Одна из важнейших линий разрешения проблемы – инициирование поддержки со стороны социальных сетей. Для осуществления кризисного консультирования психолог должен опираться на знание закономерностей протекания кризисов, вызванных разными инициирующими событиями. Наиболее часто кризисное консультирование осуществляется в связи со следующими проблемами клиентов: − посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с переживанием катастрофических событий, потрясением, вызванным участием в военных действиях или иных вооруженных столкновениях; − пережитое физическое или сексуальное насилие; − переживание острого горя, вызванного невосполнимой утратой; − семейные и любовные проблемы, вызванные недопустимым, с точки зрения клиента, поведением партнера или ребенка; − резкое ухудшение имущественного и социального статуса. Поскольку кризисное консультирование преимущественно направлено на работу с состоянием клиента, психолог-консультант должен обладать умениями работать с различными разрушающими эмоциональными переживаниями. Прежде всего, это: гнев, чувство вины, страх и тревога, депрессия, переживание горя. Особенное внимание здесь уделяется риску развития суицидного поведения. Нередко клиент оказывается на консультации лишь после осуществления им неудачной суицидной попытки. Существует практика кризисного консультирования как в процессе личных встреч с клиентами, так и дистанционно. Дистанционное кризисное консультирование осуществляется сетью телефонов экстренной психологической помощи, которые иногда называют «Телефоны доверия». Кризисная психотерапия, в отличие от кризисного консультирования, показана при осложненных кризисах, приводящих к развитию болезненных состояний у человека, пережившего кризис, и осуществляется психотерапевтами на фоне медикаментозного лечения. |
- Психология теория
- 1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
- 2.Методы психолого-педагогического исследования.
- 3. Характеристка психических процессов и состоянний
- 4.Возрастно - психологические особенности человека
- 8. Проблема личности в психологии
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10.Психология обучения. Особенности и структура учеб деят-ти.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
- 13. Основные параметры и структуры малой группы.
- 14 Психология общения
- 15 Предмет, задачи и методы психолого-педагогической антропологии
- 16. Психологического здоровье: сущность, структура, критерии нарушений
- 17.Психологическое обследование и изучение детей с ограниченными возможностями.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 22.Семейные конфликты.
- 24.Задачи и направления деятельности психологич-ой службы в системе образования
- 25. Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26..Психологическое консультирование как вид психол-й помощи
- 29.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка
- 30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
- 31. Телефон доверия как форма заочного псих консультирования.
- 32 Понятие психодиагностики,предмет и структура психодиагностики
- 34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- 35.Математико-статистическая обработка полученных в ходе психодиагностического исследования.Компьютерная психодиагностика
- Анализ первичных статистик
- 2. Корреляционный анализ
- 3. Факторный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- Виды заключений
- 37. Понятие психолого- педагогической коррекции. Виды коррекции
- 39.Психологические особенности группоВой и индивидуальНой псих-пед коррекции
- 43.Психологическая диагностика и психолого-пед-я коррекции готовности ребенка к обучению в школе.
- 44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- Основные группы методов.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 46.Тренинговые методы социально-психологического обучения:
- Тренинги коммуникативной компетентности
- Тренинги поло-ролевого взаимодействия
- Тренинги профессиональной компетентности
- Тренинги эффективного родительства
- Тренинги самопознания (развития я-концепции)
- Тренинги личностного роста
- 48. Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения