44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.
Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно–научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:
- «взаимодействие» – когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);
- «сосуществование» – когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;
- «внутреннее постижение» – когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;
- «безусловная любовь» – когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.
На этом пути развития психотерапии теория часто отстает от реального психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все – особенности его эго–объектных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент «умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра». Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом, каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что–то важное, но ускользающее от концептуализации – этому трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия. Метафоры этой над–или подстройки – «интуиция», «эмпатия», «личностность психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как–то заметил, что личность психотерапевта – лучшая формула самой психотерапии.
Подобным же образом и терапевты–роджерианцы всегда опасаются обвинений в техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями.
Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии, психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс изменения и решения своих проблем.
45.Игровые методы активного соц-но-псих-го обучения.Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. Понятие «метод», как известно, применяют прежде всего в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности.
- Психология теория
- 1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
- 2.Методы психолого-педагогического исследования.
- 3. Характеристка психических процессов и состоянний
- 4.Возрастно - психологические особенности человека
- 8. Проблема личности в психологии
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10.Психология обучения. Особенности и структура учеб деят-ти.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
- 13. Основные параметры и структуры малой группы.
- 14 Психология общения
- 15 Предмет, задачи и методы психолого-педагогической антропологии
- 16. Психологического здоровье: сущность, структура, критерии нарушений
- 17.Психологическое обследование и изучение детей с ограниченными возможностями.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 22.Семейные конфликты.
- 24.Задачи и направления деятельности психологич-ой службы в системе образования
- 25. Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26..Психологическое консультирование как вид психол-й помощи
- 29.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка
- 30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
- 31. Телефон доверия как форма заочного псих консультирования.
- 32 Понятие психодиагностики,предмет и структура психодиагностики
- 34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- 35.Математико-статистическая обработка полученных в ходе психодиагностического исследования.Компьютерная психодиагностика
- Анализ первичных статистик
- 2. Корреляционный анализ
- 3. Факторный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- Виды заключений
- 37. Понятие психолого- педагогической коррекции. Виды коррекции
- 39.Психологические особенности группоВой и индивидуальНой псих-пед коррекции
- 43.Психологическая диагностика и психолого-пед-я коррекции готовности ребенка к обучению в школе.
- 44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- Основные группы методов.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 46.Тренинговые методы социально-психологического обучения:
- Тренинги коммуникативной компетентности
- Тренинги поло-ролевого взаимодействия
- Тренинги профессиональной компетентности
- Тренинги эффективного родительства
- Тренинги самопознания (развития я-концепции)
- Тренинги личностного роста
- 48. Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения