1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
В истории психологии происходили изменения представлений о предмете психологии:
А) Душа как предмет науки
1.Античная психология. Представления о предмете психологии развивались в рамках философских учений о душе. Задачи – этические, абстрактно-познавательные, воспитательные. Метод – спекулятивные рассуждения. Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела. В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) - психическую жизнь рассматривают исходя из естественных причин, но при этом впадают в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета и идеализм (Платон, Аристотель) - рассматривают ее как несводимую к механистическим взаимодействиям реальность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак ее не объясняют. Главный тупик – душа признавалась главной причиной – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.
Демокрит: Душа - образование из атомов. Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Болезнь – это изменение пропорции атомов. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Нам только кажется что психика и душа не материальны, мы просто не можем их измерить.
Платон (находился под влиянием Сократа). Душа и тело - разные вещи. Душа - вечна, она есть часть мира идей. Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.
Идеи – образцы, вещи – их подобия. Душа – начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей. Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли. Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей.
Соотношение души и тела: душа не существует отдельно от тела, душа должна соответствовать телу. Они (душа и тело) должны быть соразмерны. Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков). Динамизм душевного мира: разумное начало управляет телом и остальными частями души. Разум видит лучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После смерти человека она отлетает и попадает на суд, на котором в зависимости от человеческих поступков она попадает в ад или переселяется в тело человека. Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душа имела до вселения в тело.
Аристотель. Душа (психика) - организующее начало в теле. Тело и душа взаимосвязаны. Душа - форма, способ организации живого тела. Последнее - одушевлено, душа делает его живым (Аристотель - виталист). Благодаря душе мы представляем из себя целостный организм. 3 вида души: растительная, животная (активность, взаимодействие с объектами), разумная (соединяется с вечностью, божественным духом. Соотношение души и тела: душа и тело связаны между собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя изучать отдельно от тела. Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (ощущения, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление). Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические или волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют различные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения. Орган души – сердце. Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).
Б) Сознание как предмет психологии
Конец 18 в. - развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим методам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таким критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт. Сознание (дух) - мир духовного, мышления (чувства, побуждения ....). Это духовная субстанция, которая изначальна; мир духовный и материальный существуют изначально и взаимодействуют через шишковидную железу. Психика – особый мир, качественно отличающийся от всего окружающего. Есть два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Сомнение акт мышления => мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление - все то, что совершается в нас осознанно. Т.о., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний. Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой. У животных психики нет. Нет ее у младенцев. Бог приносит душу в тело ребенка. Животные - рефлекторные машины. Именно у Декарта впервые появляется понятие рефлекса. Локк - предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > метод изучения собственно психической деятельности – метод «внутреннего восприятия», «самонаблюдения».
Г.И.Челпанов – предмет психологии то, что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения.
Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Метод интроспекции. В других направлениях (функционализм, структурализм, ассоциативная психология) были описаны разные элементы сознания (ощущения, образы, умозаключения); неоднородность сознания (фокус, периферия); произвольные и непроизвольные процессы в сознании; поток и объем сознания. Титчнер.
В) Поведение как предмет психологии Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано.
Г) Бессознательное. Психоанализ. Метод – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задача – терапия.
Д) Деятельность. Психику нельзя изучать отдельно от деятельности. Метод – генетико-формирующий. Задачи – проблемы формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).
Е) Познавательные процессы. Когнитивная психология. Метод – моделирование. Задача – создание разных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения необходимо обратиться к внутренним опосредующим процессам, прежде всего когнитивным.
Ж) Личность. Гуманистическая психология. Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задача – психотерапия.
З) Неформализуемые процессы. Выделено на основе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы психики, которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и должны быть преимущественно предметом психологии.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
- Психология теория
- 1. Предмет психологии и его трактовка в истории науки.
- 2.Методы психолого-педагогического исследования.
- 3. Характеристка психических процессов и состоянний
- 4.Возрастно - психологические особенности человека
- 8. Проблема личности в психологии
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10.Психология обучения. Особенности и структура учеб деят-ти.
- 11.Психологические аспекты работы с одаренными детьми
- 12.Культура и человек: этнопсихологический аспект.
- 13. Основные параметры и структуры малой группы.
- 14 Психология общения
- 15 Предмет, задачи и методы психолого-педагогической антропологии
- 16. Психологического здоровье: сущность, структура, критерии нарушений
- 17.Психологическое обследование и изучение детей с ограниченными возможностями.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 22.Семейные конфликты.
- 24.Задачи и направления деятельности психологич-ой службы в системе образования
- 25. Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26..Психологическое консультирование как вид психол-й помощи
- 29.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка
- 30 .Псих-е консультирование кризисных ситуаций
- 31. Телефон доверия как форма заочного псих консультирования.
- 32 Понятие психодиагностики,предмет и структура психодиагностики
- 34 Требования к построению и проверке психодиагностических методик
- 35.Математико-статистическая обработка полученных в ходе психодиагностического исследования.Компьютерная психодиагностика
- Анализ первичных статистик
- 2. Корреляционный анализ
- 3. Факторный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- Виды заключений
- 37. Понятие психолого- педагогической коррекции. Виды коррекции
- 39.Психологические особенности группоВой и индивидуальНой псих-пед коррекции
- 43.Психологическая диагностика и психолого-пед-я коррекции готовности ребенка к обучению в школе.
- 44. Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- Основные группы методов.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов обучения
- 46.Тренинговые методы социально-психологического обучения:
- Тренинги коммуникативной компетентности
- Тренинги поло-ролевого взаимодействия
- Тренинги профессиональной компетентности
- Тренинги эффективного родительства
- Тренинги самопознания (развития я-концепции)
- Тренинги личностного роста
- 48. Дискуссия как метод активного социально-психологического обучения